1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года (click to open subitems)
  2. Порядок организации и проведения лесных аукционов
  3. Положение об аренде участков лесного фонда
  4. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов
  5. Постановление от 19 сентября 1997 г. №1200 О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда
  6. Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (click to open subitems)
  7. Санитарные правила в лесах Российской Федерации
  8. Приказ "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню"
  9. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
  10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".



Санитарные правила в лесах Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 марта 2006 г.
Регистрационный № 7592

Приказ МПР РФ от 27 декабря 2005 г. № 350
"Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации"
(в ред. Приказа МПР РФ от 05.04.2006 № 72)


В соответствии со статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 5, ст. 610; 201, 353 (часть 1), ст. 5030; 2002, № 30, ст. 3033; 2002, № 52 (часть 1), ст. 5132; 2003, № 50, ст. 4857; 2003, № 52 (часть 1), ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; 2004, № 52 (часть 1), ст. 5276; 2005, № 1 (часть 1), ст. 25; 2005, № 19, ст. 1752; 2005, № 30 (часть 2), ст. 3122) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила в лесах Российской Федерации.

2. Признать недействующими приказы Федеральной службы лесного хозяйства России:

  • от 15 января 1998 г. № 10 "Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 1998 г., регистрационный № 1458;
  • от 24 декабря 1998 г. № 214 "О внесении изменений в Санитарные правила в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 1999 г., регистрационный № 1681;
  • от 12 января 1999 г. № 5 "Об утверждении Санитарных правил в лесах, расположенных на территории Московской области", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 1999 г., регистрационный № 1730.

Министр Ю.П. Трутнев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 марта 2006 г.
Регистрационный № 7592

Санитарные правила в лесах Российской Федерации
(в ред. Приказа МПР РФ от 05.04.2006 № 72)

I. Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила в лесах Российской Федерации (далее - Санитарные правила) устанавливают цели, виды лесозащитных мероприятий, порядок их проведения и санитарные требования, обеспечивающие сохранение биологической устойчивости лесных насаждений при ведении лесного хозяйства и лесопользовании в лесах Российской Федерации, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием.

2. Настоящие Санитарные правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

3. В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение комплекса лесозащитных мероприятий на территории лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) и в лесах, не входящих в лесной фонд, обеспечивают федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (далее - организации Рослесхоза) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами.*

4. Ведение лесного хозяйства, все виды лесопользования должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия.

Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения, экологической и экономической ценности и представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение устойчивости лесов, предотвращения ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

Ущерб, нанесенный лесному фонду Российской Федерации (далее - лесной фонд) и лесам, не входящим в лесной фонд, из-за нарушения требований настоящих Санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования и принципах сохранения биоразнообразия и устойчивого управления.

В парках, лесопарках и мемориальных насаждениях наряду с выполнением общих требований настоящих Санитарных правил осуществляют индивидуальную защиту отдельных деревьев.

6. Лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами по защите лесов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.

II. Лесозащитное районирование территории

7. Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования. Разработка схем лесозащитного районирования производится федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Результатом лесозащитного районирования является распределение территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по зонам напряженности лесопатологической ситуации: низкой, слабой, средней и сильной.

Основным критерием для выделения лесопатологических районов или зон служит степень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Кроме этого учитываются целевые функции лесов, оценка их экологического и хозяйственного значения, состав и уровень воздействия патогенных факторов.

8. Для каждой зоны напряженности лесопатологической ситуации определяются требования к точности и достоверности лесопатологической информации, к периодичности проведения лесопатологических обследований, к перечню необходимых лесозащитных мероприятий.

9. Границы зон напряженности лесопатологической ситуации целесообразно соотносить с административным делением территорий.

III. Виды лесозащитных мероприятий в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд

10. Лесозащитные мероприятия составляют комплекс мер, обязательных к выполнению всеми физическими и юридическими лицами, и направленных на выявление очагов вредителей и болезней леса, ограничение их распространения, локализацию их очагов, на профилактику возникновения таких очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения.

Лесозащитные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

11. Защита лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется путем проведения следующих лесозащитных мероприятий:

  • лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга;
  • надзора за развитием вредителей и болезней леса;
  • разработки авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса;
  • организации работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;
  • санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • государственного контроля за осуществлением перечисленных мероприятий.

IV. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг

12. Объектами лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга являются лесной фонд и не входящие в лесной фонд леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабления или под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а также сами эти факторы.

13. Лесопатологические обследования - мероприятия, проводимые с целью определения характеристик санитарного состояния насаждений или характеристик неблагоприятных факторов, воздействующих на данное насаждение.

14. Лесопатологические обследования делятся на текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные.

Текущее обследование проводится в рамках плановых работ по лесопатологическому мониторингу.

Экспертные обследования проводятся по заказу лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или иных лиц для получения требуемых характеристик санитарного состояния лесов на определенной незначительной по площади территории.

Экспедиционные и аэровизуальные лесопатологические обследования проводятся в целях выявления санитарного и лесопатологического состояния лесов и назначения лесозащитных мероприятий на территории крупных лесных массивов.

Экспедиционные лесопатологические обследования делятся на два вида (наземные и авиадесантные) в зависимости от цели обследования, района работ, особенностей объекта работ, экологического и хозяйственного значения лесов.

Наземные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в устроенных лесах в зоне интенсивного ведения лесохозяйственной и промышленной деятельности.

Авиадесантные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в многолесных удаленных районах.

15. Все виды лесопатологических обследований выполняются организациями Рослесхоза.

16. Технология проведения лесопатологических обследований определяется методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

17. Лесопатологический мониторинг (далее - ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на это состояние.

18. Основными целями ЛПМ являются:

  • оценка состояния лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;
  • обоснование лесозащитных мероприятий, необходимых для улучшения их состояния;
  • сбор информации для осуществления государственного управления в сфере лесного хозяйства, государственной статистической и отраслевой отчетности в области защиты лесов;
  • прогноз развития лесопатологической ситуации для своевременного принятия решений.

19. Лесопатологический мониторинг включает в себя:

  • регулярные и выборочные наблюдения за состоянием объектов мониторинга;
  • аэрокосмический мониторинг состояния лесов.

20. Районирование территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведения лесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.

21. Набор необходимых элементов ЛПМ и видов лесопатологических обследований для конкретной территории определяется в соответствии с лесозащитным районированием.

На территориях, подпадающих под действие международных соглашений в области контроля за состоянием лесов и экологического мониторинга, ЛПМ включает необходимые элементы, определяемые международными обязательствами Российской Федерации.

Надзор за развитием вредителей и болезней леса является составной частью регулярных наблюдений.

22. Аэрокосмический мониторинг выполняется в рамках осуществления системы регулярных выборочных наблюдений за состоянием объектов мониторинга или как разовое мероприятие в случае возникновения массовых повреждений лесов.

23. По результатам ЛПМ и обследований формируются и поддерживаются базы данных локального, регионального и федерального уровней.

Формы учета лесопатологической информации, структура базы данных, программное обеспечение и технические средства определяются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Структура показателей лесопатологического и санитарного состояния лесов должна быть унифицирована.

V. Надзор за развитием вредителей и болезней

24. Целью надзора за появлением и распространением вредителей и болезней и других неблагоприятных факторов является получение информации о текущем состоянии и их динамики.

В результате анализа полученной при надзоре информации составляют прогноз вероятного повреждения объектов лесозащиты и принимаются решения о необходимости проведения лесозащитных мероприятий.

25. Общий надзор (лесопатологические наблюдения) - мероприятие, проводимое организацией, ведущей лесное хозяйство, в целях своевременного обнаружения ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Результатом лесопатологических наблюдений является листок сигнализации (приложение 1), который в 10-дневный срок после проведения наблюдений передается в организации Рослесхоза.

В месячный срок после оформления листков сигнализации организации Рослесхоза обязаны проверить данные лесопатологических наблюдений и, в случае необходимости, подготовить необходимые документы по обоснованию лесозащитных мероприятий.

VI. Разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия)

26. Авиационные и наземные меры по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия) - комплекс мер, проводимый в очагах вредителей и болезней леса с целью снижения их влияния на состояние насаждений, а также сокращения экономического и экологического ущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.

Оценка необходимости проведения истребительных мероприятий проводится организациями Рослесхоза на основании информации, представляемой физическими и юридическими лицами, осуществляющими лесопользование или ведение лесного хозяйства. Форма представления информации определяется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

27. Необходимость проведения обработок для участков, превышающих 10 га, определяют организации Рослесхоза на основании данных ЛПМ.

До начала обработок участков площадью свыше 10 га, представители лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, совместно с представителями организации Рослесхоза проводят контрольные обследования всех участков, намеченных под обработки.

По результатам контрольного обследования принимается окончательное решение о сроках проведения работ или их отмене.

28. Истребительные мероприятия (обработки) проводятся путем внесения наземным или авиационным способами химических, биологических препаратов, а также энтомофагов и феромонов.

29. Истребительные мероприятия могут проводиться при условии выполнения требований государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Проведение обработок в лесах, расположенных на территории ООПТ, проводится согласно установленному для них режиму пользования.

30. Мероприятия, связанные с оповещением населения, карантином и временным ограничением пребывания в лесу на период проведения истребительных мероприятий, организует лесопользователь, или территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ответственные за защиту данного участка.

Оповещение населения и заинтересованных организаций о временном ограничении пребывания в лесу производится не позднее, чем за 15 дней до начала выполнения работ. Ущерб, связанный с временным ограничением пребывания в лесу во время обработок, компенсации не подлежит.

31. Для контроля качества обработок, проведенных на площади свыше 10 га, лица, ответственные за защиту данного участка, создают комиссию из представителей заказчика обработок, исполнителя обработок и организации Рослесхоза для определения эффективности выполненных работ.

VII. Организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса

32. Профилактические мероприятия - комплекс действий, направленных на поддержание устойчивости лесов и на создание условий, ограничивающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

33. Профилактические мероприятия обязаны проводить лесопользователи или организации, ведущие лесное хозяйство.

34. Методические рекомендации по проведению профилактических лесозащитных мероприятий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

VIII. Санитарно-оздоровительные мероприятия

35. Юридические и физические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

  • выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;
  • сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;
  • очистку леса от захламленности;
  • другие необходимые меры защиты растущего леса.

Защиту находящихся в лесу лесоматериалов осуществляет их заготовитель.

36. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и ЛПМ.

Сроки и технологию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации (далее - Красная книга).

Для видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, допускается вырубка только по их санитарному состоянию.

При назначении и отводе в рубку видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, должны присутствовать представители федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.

37. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

38. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории ООПТ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

39. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме заготовки древесины при рубках промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме заготовки древесины при прочих рубках.

При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.

40. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или при проведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием для планирования (на первые три года ревизионного периода) этих работ федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.

41. На основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляются планы - корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 2), включающие в себя участки, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий. Планы - корректировки составляются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в них меры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ.

42. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.

43. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

44. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения.

Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май-август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.

45. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита от заселения вредителями и поражения болезнями.

46. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличие# ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

47. Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве (на срок, не превышающий первых трех лет ревизионного периода), на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.

48. Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отбору деревьев в санитарную рубку (приложения 3) и указываются в лесорубочном билете.

49. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.

После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.

50. В насаждениях, для которых в естественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

51. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30 % и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

52. Назначение выборочной санитарной рубки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, по согласованию со организациями Рослесхоза, на основании данных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатов лесопатологического мониторинга (приложение 6).

53. В ООПТ и особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в случаях возникновения очагов опасных видов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах, на территории ООПТ, допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.

Проведение выборочных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

54. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается.

55. Отбор в рубку и клеймение деревьев производится под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.

56. Выборку деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями.

57. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

58. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

59. Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, в состав которой включаются в обязательном порядке главный лесничий, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости и другие специалисты.

60. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

61. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (приложение 4).

Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не более 2 % от его площади; свыше 100 га - не более 0,5 %. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев.

В случаях, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходов на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются.

62. Разрешение на сплошные санитарные рубки выдается на основании следующих документов:

  • акта проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;
  • сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);
  • сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений (приложение 6);
  • выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

Разрешение на сплошные санитарные рубки, назначенные лесоустройством или при проведении специализированных лесопатологических обследований, выдается на основании следующих документов:

  • сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);
  • сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений (приложение 6);
  • выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

63. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности лесов первой группы, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.

Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации, осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

64. Орган, выдающий разрешение на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

65. В заповедных лесных участках, особо ценных лесных массивах, ООПТ, на особо защитных лесных участках, сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

66. Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинниках ниже 0,4, в ельниках - ниже 0,5.

67. В лесопарковой части зеленых зон, 1-2 зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

68. В парковых и лесопарковых лесах, где возможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются.

69. В насаждениях 1-2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., наличия массового текущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вредителей.

70. В хвойных насаждениях IV и V бонитетов и естественных рединах сплошные санитарные рубки проводятся только в случае появления реальной угрозы возникновения и распространения очагов опасных вредителей или болезней.

71. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественным возобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу, и требованиями сохранения биологического разнообразия лесов.

72. При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по их локализации.

73. В смежных с подвергающимися сплошным санитарным рубкам насаждениях осуществляется лесопатологический мониторинг и при необходимости в них производится выборка больных и свежезаселенных стволовыми вредителями деревьев, а также очистка от захламленности.

74. Очистка насаждений от захламленности проводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями (рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными и прочими рубками).

Как самостоятельное мероприятие, ее планируют и проводят в местах группового вывала леса, образования ветровала, бурелома, снеговала и снеголома при наличии экономической целесообразности. В первую очередь разрабатывают участки свежего валежа, где имеется опасность возникновения очагов стволовых вредителей.

Сроки проведения очистки назначаются с учетом требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. № 886 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 39, ст. 3612; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 190) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации), и указываются в лесорубочном билете.

75. В лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах очистка от захламленности проводится регулярно при наличии буреломных, ветровальных, снеголомных и снеговальных деревьев в эстетических, санитарно-оздоровительных, противопожарных целях и в целях безопасности посетителей.

76. Очистка от захламленности не проводится в лесах на территории ООПТ, где сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины способствует или является необходимым для выполнения целевых функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

77. Сроки разработки захламленности, особенно в случае ее массового характера, увязывают с биологией основных видов стволовых вредителей, заселяющих пострадавшие от стихийного бедствия насаждения.

78. Очистка от захламленности разрешается на основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга или текущих лесопатологических обследований.

79. Проведение уборки захламленности в лесах на территории ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

IX. Санитарные требования при рубках леса

80. При сплошнолесосечных рубках главного пользования в первую очередь вырубают насаждения, поврежденные пожарами, ветром, снегом, насекомыми, инфекционными болезнями, промышленными выбросами и другими неблагоприятными факторами.

81. При выборочных и постепенных рубках главного пользования в первую очередь вырубают деревья III-VI категорий состояния.

При выборочных рубках различного назначения, как правило, ограничиваются выборкой фаутных и сухостойных деревьев, оставляя при этом деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами, не нарушающими существенно их жизнеспособность.

82. При рубках ухода в первую очередь вырубаются больные, поврежденные, угнетенные, усыхающие и сухостойные деревья.

83. В загущенных насаждениях сосны искусственного происхождения, созданных на бедных песчаных, супесчаных почвах таежной зоны, до 20-летнего возраста запрещается проведение рубок ухода в очагах майского хруща.

В сосновых молодняках искусственного происхождения III-V классов бонитета, с полнотой ниже 0,9, шириной междурядий более 2 метров и в районах возможного возникновения очагов майского хруща и соснового подкорного клопа запрещается проведение рубок ухода линейным способом.

84. Низкоплотные сосновые молодняки, в которых число сильно ослабленных и усыхающих деревьев составляет более 30 %, а сомкнутость крон не превышает 0,4 или при любой степени сомкнутости, но при наличии деревьев указанных категорий в количестве 50 % и более, назначаются в реконструкцию с вывозкой или уничтожением срубленных деревьев.

85. В хвойных насаждениях, пораженных корневой губкой и опенком, а также в насаждениях, восприимчивых к этим болезням, рубки ухода проводятся согласно методическим рекомендациям по защите сосны, ели и пихты от корневой губки.

86. Очистка мест рубок от порубочных остатков производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 551 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 23, ст. 2553; 2002, № 39, ст. 3801; 2006, № 13, ст. 1401), и региональными правилами рубок главного пользования.

87. В очагах стволовых вредителей, сосудистых и некрозно-раковых болезней порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

88. Для подкормки лосей и других повреждающих деревья млекопитающих и отвлечения их от молодняков ценных древесных пород разрешается в осенне-зимний период оставлять на лесосеках порубочные остатки сосны, осины и других кормовых пород с обязательной последующей очисткой лесосек до начала пожароопасного сезона.

89. При всех видах рубок высота пней не должна превышать 1/3 диаметра среза. При рубке деревьев тоньше 30 см - не выше 10 см, считая высоту от шейки корня. Высота пней каштана съедобного должна быть на уровне почвы независимо от диаметра дерева.

В целях максимального предохранения деревьев от механических повреждений все виды рубок проводятся преимущественно в зимнее время, с использованием щадящих технологий разработки лесосек, раскряжевки, трелевки и вывозки древесины.

90. При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные сооружения запрещается сдвигание порубочных остатков к стенам леса. Количество поврежденных при разработке лесосек деревьев из числа не подлежащих рубке не должно превышать норматива, установленного в наставлениях по рубкам ухода.

91. Хранение в лесу заготовленной древесины хвойных и лиственных пород допускается при условии обязательной ее защиты от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в сроки согласно зонированию территории Российской Федерации по срокам запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) древесины (приложение 7).

92. При угрозе массового размножения на пнях хвойных пород опасных видов вредителей и повреждения ими молодняков принимают необходимые меры защиты.

93. В насаждениях, примыкающих к сплошно-лесосечным рубкам, лесопользователь должен проводить обязательный надзор за состоянием насаждений, с привлечением специалистов лесозащиты.

X. Санитарные требования при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке

94. Все лесопользователи при оставлении заготовленной древесины на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в весенне-летний период на срок более 10 дней обязаны принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в соответствии с методикой по защите заготовленной древесины и лесоматериалов от заселения вредителями и поражения болезнями.

95. Химическая обработка леса, предназначенного для сплава, запрещается.

96. Выбор конкретных способов защиты древесины при хранении ее в лесу определяется в каждом случае специалистом лесозащиты.

97. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, должны быть немедленно окорены, кора сожжена при обязательном соблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации или обработаны инсектицидами. При заселении лесоматериалов насекомыми, против которых доступные меры защиты малоэффективны или в конкретных условиях невозможны, необходима срочная вывозка этих лесоматериалов из леса или их переработка.

98. Перевозка заселенных стволовыми вредителями лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработки инсектицидами.

99. После вывозки древесины трассы лесовозных дорог, территории складов и пунктов погрузки должны быть очищены от порубочных остатков, хлама, щепы и гниющей древесины.

100. Состояние древесины, лесоматериалов и их зараженность вредителями, инфекционными болезнями при перевозке внутри страны и при экспортно-импортных операциях контролируется органами государственной службы карантина растений с обязательным привлечением специалистов лесозащиты.

XI. Санитарные требования при заготовке живицы и осуществлении других видов лесопользования

101. Насаждения, передаваемые в подсочку и осмолоподсочку, должны быть предварительно обследованы для определения их санитарного состояния.

В подсочку и осмолоподсочку не назначаются насаждения в очагах вредителей и болезней леса, а также ослабленные и поврежденные насаждения.

Проведение подсочки допускается способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины, исключающими возникновение очагов стволовых вредителей, болезней леса и усыхание деревьев.

102. В насаждениях, отведенных в подсочку, до начала заготовки живицы вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, одновременно проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

103. В заподсоченных насаждениях лесопользователем, осуществляющим заготовку живицы, проводится обязательный надзор за состоянием насаждений с привлечением специалистов лесозащиты. По результатам надзора в насаждениях назначаются необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном настоящими Санитарными правилами.

104. Заготовка березового и кленового сока допускается способами, согласованными со специалистом лесозащиты, обеспечивающими сохранение биологической устойчивости насаждений и технических качеств древесины.

105. В лесах, используемых для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей лесопользователем с привлечением специалистов лесозащиты проводится обязательный надзор за состоянием насаждений, по результатам которого осуществляется регулирование рекреационной нагрузки и проводятся необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия.

XII. Контроль за выполнением Санитарных правил и ответственность за их нарушение

106. Государственный контроль за соблюдением Санитарных правил осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальные органы.

107. Органы, выдающие разрешение на сплошные санитарные рубки, обязаны контролировать правильность и обоснованность их назначения и осуществления.

108. Физические и юридические лица, допустившие нарушения настоящих Санитарных правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


На правах рекламы:


 
 
   время выполнения страницы
 0.16438412666321
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика