Новости:







03.04.2008 18:15    Версия для печати

Готовы ли транспортники к лесным переменам?


Планомерное повышение экспортных российских пошлин на круглый лес должно, по планам разработчиков, привести к ликвидации поставок этого груза за пределы страны и поощрению роста деревообрабатывающей промышленности РФ.
 
В сложившейся ситуации россиянам придется пересматривать как направления экспортных потоков, так и транспортные мощности. Уже через год после начала повышения ставок в России увеличилась обработка древесины. Напомним, что с мая 2006 года в стране стали расти экспортные пошлины на круглый лес. Их планируется довести до запретительного уровня 80% к 2011-му. Делается это для того, чтобы максимально снизить экспорт необработанной древесины и стимулировать развитие лесоперерабатывающей промышленности.

«Потери российских предприятий из-за отсутствия лесопереработки ежегодно составляют $8 млрд», – заявляет заместитель главы Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов. По его словам, в 2007 году Россия экспортировала лес и пиломатериалы на $8,3 млрд, из которых $4 млрд составила необработанная древесина. По оценкам Минэкономразвития, из этого сырья производится продукция глубокой степени переработки стоимостью в $12 млрд, то есть страна теряет $8 млрд прибавочной стоимости.

По официальным данным, повышение пошлин уже привело к первым результатам. Так, в середине 2007 года Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги, отметил рост экспортных перевозок пиломатериалов на фоне снижения объемов отгрузки круглого леса. По словам главы Федерального агентства лесного хозяйства РФ Валерия Рощупкина, к 2015 году экспорт круглого леса из России должен полностью прекратиться. Его место займут продукты глубокой переработки.

«Надо понимать: полного замещения экспорта круглого леса не бывает в принципе, – в то же время комментирует консультант Северо-Западной лесопромышленной конфедерации Игорь Рывкин. – При рассмотрении объемов требуемых инвестиций данная программа выглядит фантастической, но после адекватной оценки существующих в России лесных запасов оказывается, что фантастика вполне может стать реальностью».

Для осуществления планов по переориентации ЛПК, по мнению Рослесхоза, потребуются инвестиции в размере $48 млрд, что превышает нынешние приблизительно в 50 раз. Реально ли привлечение столь большого объема финансовых активов на российский рынок деревообработки? Вполне возможно. Ведь только за 2007 год инвестиции в ЛПК выросли на 25%.

По данным Минпромэнерго, в прошлом году производство по обработке древесины и изготовлению изделий из дерева выросло на 106,2% (по сравнению с 2006-м). Экспорт лесобумажной продукции в январе-ноябре 2007 года составил $11,2 млрд (130,1% к январю-ноябрю 2006-го). Физический объем экспорта необработанной древесины за январь-ноябрь минувшего года снизился к соответствующему периоду 2006-го на 2,8%, обработанной – возрос на 12,2%. Импорт древесины и целлюлозно-бумажной продукции за 11 месяцев 2007 года увеличился (к соответствующему периоду 2006-го) на 33,8% и составил $4,8 млрд.
 
Куда пойдет обработанная древесина, произведенная на российском рынке? Прежде всего – на экспорт клиентам международных концернов, разместивших свои производства на территории РФ. Но специалисты прогнозируют также рост внутренних рынков. В частности, эксперты отмечают рост рынка деревянного домостроения. Именно с расчетом на развитие этого рынка и был создан деревоперерабатывающий холдинг, выделенный из структуры «Илим Палп Энтерпрайз» после объединения с компанией International Paper.
 
«Наши предприятия по производству пиломатериалов всегда работали на экспорт, для чего, собственно, и строились, – рассказывает управляющий бизнесом «Илим Палп» по механической переработке древесины Никита Леонов. – К примеру, доски поставлялись в страны Средиземноморья, Англию, Германию. На формирующемся российском рынке деревянного домостроения до недавнего времени пиломатериалы такого качества не пользовались спросом. Однако ситуация постепенно меняется. Как только появится возможность, мы переориентируем товарные потоки на внутренний рынок. Туда же мы планируем направить и усилия предприятий по производству плитной продукции (фанеры, ДВП)».
 
Но это все планы. Пока же в стране развивается преимущественно первичная деревообработка. «При существующем спросе на российском рынке нет смысла строить ЦБК объемом производства менее чем в 800 тыс. тонн. А такое предприятие потребует порядка $1,5 млрд инвестиций», – говорит Виктор Логинов, главный аналитик компании «Бумпром». Это еще одна причина тому, что большинство инвестиций идет в производство первично обработанной древесины. Кроме того, на фоне изменений во внешней торговле России приходится по-новому строить отношения с крупнейшими странами-импортерами.
 

Используемый сегодня в России подвижной состав рассчитан преимущественно на перевозки круглого леса. И в преддверии надвигающихся перемен на рынке российские экспедиторы начинают задумываться о том, как возить новые номенклатурные статьи российского экспорта.

«На данный момент мы уже освоили перевозку пиломатериалов навалом, без пакетирования, – говорит Сергей Кривов, генеральный директор ООО «ТрансЛес», дочернего предприятия ОАО «РЖД», специализирующегося на перевозке лесных грузов. – В ближайшее время наша компания планирует осуществлять пробные перевозки пакетированных пиломатериалов на обычных платформах без дополнительного переоборудования: для этого есть все необходимые технические предпосылки. В целом, прогнозируя рост удельной доли пиломатериалов, мы собираемся, во-первых, приспособить их для перевозки этого груза и, во-вторых, хотели бы совместно с потребителями наших услуг разработать принципиально новый тип подвижного состава. ООО «ТрансЛес» готово инвестировать в разработку соответствующих проектов и их испытания. Сейчас мы открыты для пожеланий и предложений со стороны наших потребителей».

Особенность специализированных платформ для перевозки леса в том, что они практически не пригодны для транспортировки других грузов. Тем не менее в ООО «ТрансЛес» не исключают возможности приспособления подвижного состава для перевозки иных видов грузов, в частности, металлов.

Достаточно сложная ситуация складывается и с перевозками бумажной продукции. На многих российских производствах нет мощностей для загрузки бумаги в контейнеры, именно поэтому российские экспедиторы предпочитают для транспортировки данного груза использовать крытые полувагоны. Экспедиторские компании совместно с вагоностроительными предприятиями ведут разработку специализированного подвижного состава – крытых вагонов для перевозки бумаги. Опыт транспортировки бумаги в контейнерах есть только у тех компаний, которые работают преимущественно на экспорт.

«Для погрузки разработана специальная система креплений: офисная бумага грузится на палеты, – говорит заместитель генерального директора ООО «Модуль» Лев Марков. – Сегодня у нас в парке порядка 550 фитинговых платформ, мы задействуем контейнеры крупных судоходных компаний». Однако для такой перевозки используются преимущественно 40-футовые «ящики». Дело в том, что бумага в рулонах – достаточно объемный груз, и при условии погрузки в 20-футовые контейнеры не достигается полная грузоподъемность, то есть используется лишь около половины объема контейнера.

При перевозке бумаги с помощью контейнеров по российской территории возникают также проблемы, связанные с «недостаточной контейнеризацией» российского транспортного рынка. В первую очередь речь идет о недостаточном количестве специализированных терминалов по перевалке контейнеров в регионах. «На целлюлозно-бумажных комбинатах, как правило, есть соответствующие погрузочные мощности, а вот что касается грузополучателей, многие типографии привыкли к получению грузов полувагонами», – говорит Л.Марков.

Впрочем, если в ближайшие годы в России будут строиться новые ЦБК, то они, скорее всего, уже будут оборудованы контейнерными площадками. Значит, российским операторам придется переходить на 40-футовые контейнеры (20-футовые «ящики» нецелесообразны – их нельзя эффективно загрузить рулонами бумаги ) и строить контейнерные терминалы для доставки внутренним потребителям.

"РЖД-Партнер"

 

 


 
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


06.03.2008 14:58 /
На российских железных дорогах отгрузка древесины возросла на 7,5%

В феврале 2008 года по российским железным дорогам перевезено 108,9 млн. тонн грузов, что на 7,6 млн. тонн (7,5%) превышает показатели соответствующего периода прошлого года.



22.02.2008 11:52 /
Логистика оператора: как в лесу… Интервью с генеральным директором ООО «ТрансЛес» Сергеем Кривовым

«Снижение эффективности использования вагонного парка происходит, кроме всего прочего, вследствие недостаточного внимания многих грузоотправителей к логистике железнодорожного транспорта», – считает генеральный директор ООО «ТрансЛес» Сергей Кривов. О специфике работы компании-оператора в условиях современного рынка железнодорожных перевозок, поисках путей повышения эффективности использования подвижного состава и других аспектах деятельности своей компании он рассказал в интервью корреспонденту ИА «РЖД-Партнер.Ру».



18.02.2008 09:47 /
«Новорослесэкспорт» возьмет кредит 500 млн рублей

Руководство «Новорослесэкспорта» (НЛЭ) приняло решение заключить договор трехлетнего займа с ОАО «НМТП» на сумму 500 млн руб.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.055695056915283
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика