Изменения в Лесной кодекс будут способствовать эффективности лесопользования
5 декабря в Вологде состоится расширенное заседание Совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. В совещании будет принимать участие первый заместитель министра промышленности и природных ресурсов Карелии Владимир ЮРЬЕВ. Он рассказал о том, какие задачи будут обсуждаться на заседании в Вологде.
- Главная тема расширенного заседания в Вологде - повышение эффективности использования лесных ресурсов и работы отраслей лесопромышленного комплекса не только Северо-Запада, но и всей России. В Вологде соберутся все руководители лесных регионов России, ожидается участие в работе Совета председателя правительства РФ Виктора Зубкова.
- Проблемы леса и лесопользования очень злободневны для республики Карелия. С чем поедете в Вологду?
- Правительство республики Карелии решает задачу в повышении экономической отдачи лесопромышленного комплекса, перевода сырьевых потоков с зарубежных рынков на внутренний для увеличения объемов переработки древесного сырья в регионе. Принятый курс на глубокую переработку лесного сырья в республике, на поддержку технической и технологической модернизации предприятий ЛПК, а также изменение подходов к условиям передачи участков лесфонда в аренду, позволили в условиях договоров долгосрочной аренды заложить основы взаимодействия с бизнесом и получить рычаги управления использованием лесных ресурсов в перспективе.
В республике разработан план действий правительства республики по совершенствованию системы управления лесным хозяйством и лесной промышленностью на период до 2010 года. Считаю, что совместная работа федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России позволит лесной отрасли занять достойное место в структуре промышленного производства.
- К сожалению, нормальное развитие лесной отрасли тормозят проблемы, решить которые невозможно на уровне субъекта Российской Федерации.
- Да, и прежде всего, это пробелы в законодательстве и недоработки в нормативно-правовых актах в развитие Лесного кодекса Российской Федерации.
Приведу несколько примеров. В Карелии территория лесного фонда по ранее действовавшему лесному законодательству распределялась по трем группам лесов, при этом леса первой группы составляли 20 проц. площади лесного фонда. К лесам первой группы были отнесены целиком территории Лахденпохского, Сортавальского, Питкярантского и 50 проц. Олонецкого лесхозов. Леса первой группы разделялись на категории защитности, в том числе выделялись запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб. Статья 102 Лесного кодекса РФ определяет исчерпывающий перечень категорий защитных лесов, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах. Ширина водоохранных зон водных объектов установлена статьей 65 Водного кодекса РФ. Из этого следует, что запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, за исключением водоохранных зон водных объектов, должны быть отнесены к эксплуатационным лесам.
Однако, статья 8 федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признает защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса РФ. При этом, в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений,утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
- Владимир Васильевич, при переводе всех лесов первой группы в защитные леса, в результате изменения режима пользования, не произойдет ли значительное снижение расчетной лесосеки, что вызовет еще больший дефицит сырья на перерабатывающих предприятиях, расположенных на этих территориях?
- Именно поэтому на заседании в Вологде мы будем предлагать исключить статью 8 из федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ".
Мы подготовили большой пакет предложений для правительства России по Лесному кодексу, которые намереваемся внести на рассмотрение расширенного заседания в Вологде. Надеемся, что представители других регионов, у которых точно такие же проблемы, нас поддержат. Приведу еще один пример. Статья 62 Лесного кодекса устанавливает, что на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. При этом не отражен источник финансирования этих работ, в настоящее время фискальные органы не могут до конца определиться также с отнесением затрат лесопользователей на строительство и содержание лесовозных дорог на себестоимость продукции. Мы будем предлагать уточнить источник финансирования выполненных арендаторами работ по воспроизводству лесов.
Кроме этого, в нашем пакете предложений - включение работ по лесоустройству в перечень переданных РФ органам государственной власти субъектов полномочий, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Будем предлагать внести дополнения в статью 65 Водного кодекса РФ о том, что в целях проведения работ по заготовке древесины в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах разрешено использование специальной лесозаготовительной техники.
Пресс-центр Правительства Республики Карелия
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!