Государственная дума РФ 11 февраля 2009г. во втором и третьем чтениях приняла закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как сообщает управление Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, закон представила председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, ранее предложившая вернуть законопроект к процедуре второго чтения для рассмотрения 16 поправок.
Представляя законопроект и подчеркивая его актуальность, Н.Комарова отметила: «Сегодня остро назрела потребность в урегулировании вопросов, связанных с осуществлением в защитных лесах вырубки лесных насаждений при использовании их в целях недропользования, создания водохранилищ, гидротехнических сооружений и линейных объектов.
Предлагается дополнить статью 21 Лесного Кодекса частью 51, в соответствии с которой возможность осуществления таких вырубок в защитных лесах ставится в зависимость от допустимости создания в них соответствующих объектов, что определяется правовым режимом этих лесов. На практике это будет означать, что вырубка лесных насаждений в указанных целях возможна в любых защитных лесах, кроме лесопарковых и зеленых зон. В зеленых зонах вырубка лесных насаждений будет возможна для размещения гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Создание иных объектов в зеленой зоне и, следовательно, вырубка лесных насаждений допускаются только после исключения соответствующих земель или земельных участков из состава зеленой зоны путем изменения ее границ. Полагаю, что предложенный законопроектом подход к определению правового режима зеленых зон позволит соблюсти баланс между необходимостью развития территорий, транспортной, энергетической и иных инфраструктур, интересами хозяйствующих субъектов и природоохранными требованиями.
Законопроект содержит ряд важных норм, дающих возможность повысить прибыльность отрасли. В частности, предусматривается, что использование лесов для ведения сельского хозяйства в предпринимательских целях осуществляется на основании договоров аренды лесного участка, а в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности гражданами для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование, или устанавливается сервитут в соответствии с Земельным и Гражданским кодексами Российской Федерации.
Кроме того, в новой редакции статьи 105 Лесного кодекса предусматривается возможность осуществления пчеловодства и сенокошения в зеленых зонах. Полагаем, эти виды деятельности не противоречат целевому назначению защитных лесов. При этом для предупреждения возможных злоупотреблений, связанных с ограничением доступа граждан на лесные участки, предоставленные в зеленых зонах для указанных целей, запрещается возводить на них изгороди.
Поправками, дополнительно подготовленными ко второму чтению, для решения проблемы развития инфраструктуры лесных дорог мы предлагаем внести изменения в статью 83 Лесного кодекса, регулирующую вопросы о передаче полномочий в области лесных отношений субъектам Российской Федерации. В соответствии с ней, субъекты РФ за счет субвенций из федерального бюджета на основе софинансирования получат возможность создавать и эксплуатировать лесные дороги. Необходимая нормативно-правовая база для этого создана».
С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь: