В связи с тем, что идет совершенствование Лесного кодекса и готовятся поправки к нему, просим рассмотреть наши предложения, сложившиеся в процессе работы над кодексом.
В Лесном Кодексе обозначена обязанность арендаторов осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с п.п. 1,2,3,4 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие и поврежденные леса подлежат воспроизводству путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК, если иное не предусмотрено данным кодексом или другими Федеральными законами.
Невыполнение гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в части воспроизводства лесов, является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
В соответствии с п.п. 1,2 статьи 62 ЛК лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Пунктом 1.4 стт73 ЛК предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2,3,4 ст.73 ЛК.
Для аренды лесного участка, находящегося в Федеральной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади данного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Таким образом, из содержания данных нормативных актов следует, что арендатор платит арендную плату за единицу объема лесного ресурса. Никаких других расходов по действующему законодательству, в том числе по лесовосстановлению, арендатор не должен нести.
Следует отметить, что при разделении лесхозов на управленческую и хозяйственную, выделена коммерческая структура - Ленинградское областное коммерческое предприятие. Оно ведет хозяйственную деятельность, в которую входит лесопользование и лесохозяйственные работы, т.е. абсолютно такую же деятельность, что и арендаторы. При этом, на свою деятельность оно получает финансирование из бюджета, в т.ч. на выполнение лесохозяйственных и противопожарных мероприятий.
Почему две коммерческие структуры - арендатор и коммерческое предприятие находятся в неравных условиях?
Другой важный вопрос - судьба сельских лесов. Когда Правительство РФ решит их статус?
Сейчас эти леса находятся в бесхозном состоянии; подвергаются вырубке нелегальными заготовителями, не могут сдаваться в аренду через аукционы.
Говоря о прекращении нелегальной заготовки леса, Правительство РФ не приняло никаких действенных мер по сельским лесам, тем самым, поощряя самовольные рубки.
Считаем, Правительству РФ необходимо:
1. Законодательно решить вопрос о финансировании лесохозяйственных работ, осуществляемых арендаторами за счет направления субвенций от арендной платы в регионы.
2. Определиться со статусом сельских лесов и разрешить проведение в них лесных аукционов. В этих лесах должны быть хозяйствующие субъекты.
Председатель Правления А.Б.Государев