Новости:







15.04.2008 11:16    Версия для печати

О проблемах лесопромышленного комплекса Сахалинской области

Лесной фонд Сахалинской области размещен на площади 6952,2 тыс. га, что составляет 87% территории области, общий запас насаждений равен 618 млн. куб.м. Запас по основным породам распределяется следующим образом: ель- 36,4%; пихта – 28,95; лиственница – 36,4%; пихта – 28,9%; береза каменная - 9,3%. 

1.Состояние лесного фонда Сахалинской области 
Площадь спелых и перестойных хвойных лесов равна 1,6 млн. га. Запас спелых и перестойных насаждений составляет 314,45 млн. куб.м. 
Расчетная лесосека по Сахалинской области на 2007 год определена в объеме 3,43 млн. куб.м, в т.ч. по хвойному хозяйству – 3,2 млн. куб.м. 
Доступная расчетная лесосека составляет 2,2 млн. куб.м, в т.ч. по хвойному хозяйству 1,98 млн. куб.м. 
Одним из сдерживающих факторов, влияющим на освоение расчетной лесосеки, являются ограничения, не позволяющие вести разработку лесосек тракторной техникой на склонах свыше 20 градусов (Новые «Правила заготовки древесины», утвержденные Приказом МПР России 16.07.07г №184). 
Трелевка древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов должна осуществляться по щадящей технологии, т.е. канатными установками или с использованием летательных аппаратов. 
На основании данного положения свыше 25% общих эксплуатационных запасов древесины области выведено из промышленной заготовки из-за отсутствия средств на приобретение техники, отвечающей вышеуказанным требованиям. 

2. Характеристика состояния и проблемы лесного хозяйства 
В соответствии с вступлением с 1 января 2007г. в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006г № 200-ФЗ в течении всего текущего года происходила полная структурная перестройка всего лесного хозяйства. 
В соответствии с передачей осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральные государственные учреждения (лесхозы), как имущественные комплексы перешли в собственность субъекта Российской Федерации. 
Приказом Рослесхоза был ликвидирован федеральный территориальный орган - Агентство лесного хозяйства по Сахалинской области. Администрацией Сахалинской области в соответствии с Лесным кодексом РФ создан уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений – департамент лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области. 
В настоящее время решением администрации Сахалинской области находятся в состоянии ликвидации 13 из 19 областных государственных учреждений (лесхозов) и создано областное государственное учреждение «Сахалинские лесничества» со структурными подразделениями (лесничествами) во всех муниципальных образованиях области, которые наделены функциями государственного управления, контроля и надзора. 
Оставшиеся шесть областных государственных учреждений будут преобразованы в Автономные Учреждения и наделены задачами организации рационального, многоцелевого, непрерывного лесопользования, обеспечения воспроизводства, сохранения защитных функций, охрана и защита лесов. 
Для этих целей предоставляются средства в виде субвенций из федерального бюджета, министерством МПР утверждены целевые прогнозные показатели по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. 

3. Общая характеристика состояния лесопромышленного комплекса Сахалинской области. 
В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Сахалинской области удельный вес от лесозаготовок, обработки древесины и производства изделий из дерева составляет чуть более 1%. 
Всего в лесопромышленном комплексе Сахалинской области занято около 1600 человек, и при сложившейся ситуации в отрасли имеет тенденцию к сокращения в пределах от 3 до 5% в год. 
Отрасль представлена 75 юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица. Форма собственности – частная. 
Отсутствие инвестиций и недостаток собственных средств в основной капитал обусловили физическое старение производственных фондов. Износ основных фондов в лесозаготовительной отрасли достигает 75%, в лесоперерабатывающей – 55%. Производство продукции на устаревшем оборудовании снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции, сказывается на росте производственных затрат. 
Иностранный капитал в развитии и модернизации лесной отрасли области не участвует. 
В последние годы только два предприятия смогли приобрести новую лесозаготовительную технику, это ООО «Промтэк» и ООО «Сахалин-Тройка». 
Новое лесоперерабатывающее оборудование установлено на предприятиях ООО «Промтэк»; ООО «Гилея»; ООО «Реверс». 
Лесозаготовительной деятельностю занимается 31 предприятие, из которых 25 являются арендаторами участков лесного фонда. 
Признаком неблагополучного состояния в лесозаготовительной отрасли является тот факт, что на территории области крупным арендатором считается предприятие с объемом аренды участков лесного фонда от 20 до 60 тыс. куб.м. в год. 
Предприятия с таким объемом аренды мало привлекательны для инвесторов, малоперспективны в плане оказания им финансовой помощи, т.к. не имеют достаточной залоговой массы. 
По состоянию на 1 декабря 2007г в аренду передано 574 тыс. куб.м. 
Практически все арендованные участки лесного фонда привязаны к лесовозным дорогам, построенным до 1995 года. 
Для освоения участков лесного фонда необходимо строить новые лесовозные дороги. Приблизительная стоимость 1км лесовозных дорог достигает 5 млн. рублей. 
С 2007г. тенденция снижения объемов заготовки леса прервалась, к уровню 2006г. объем заготовки увеличен на 26%. 
По итогам 2007г. объем заготовки прогнозируется в пределах 350 -400 тыс. куб.м. 
Остается острой проблема обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Условия труда и уровень заработной платы не вызывают интереса у молодежи. 
Лесопилением занимаются 44 предприятия. Мощность установленного оборудования составляет 140 тыс. куб.м, в т.ч. 90 тыс. куб.м мощность импортного оборудования. Отечественное оборудование – это в основном пилорамы Р-63, установленные в областных государственных учреждениях, бывших лесхозах, перерабатывающие низкосортную древесину от рубок ухода. 
Производимая лесопродукция, в пределах 70-75 тыс. куб.м в год, до 60 тыс. куб.м используется на внутриобластном рынке, остальное отправляется на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Малый объем внутреннего рынка лесопродукции не стимулирует развитие и увеличение объемов лесопиления. 
С 2004г на предприятиях начали устанавливать сушильное оборудование, сегодня мощности сушильного оборудования составляют 17,4 тыс. куб.м. 
Отрицательную роль в модернизации лесоперерабатывающего производства играет таможенная политики государства. Снижение таможенных пошлин, или их отмена, на оборудование, не производимое на территории Российской Федерации оказало бы существенную помощь деревопереработчикам. 
Исторически сложилось так, что практически все лесоперерабатывающие предприятия расположены на юге острова, а лесозаготовительные в северных районах. Рост затрат на транспортировку сырья делает работу лесопереработчиков малоэффективной, затратной, и ставит в зависимость от работы лесозаготовительных предприятий. 
В области отсутствует единый центр (биржа) по сбору заказов и эффективного размещения готовой продукции, как на внутреннем так и на экспортном рынке. 

К основным проблемам, сложившимся в отрасли можно также отнести: 
- большая расстроенность доступного лесного фонда. Небольшие массивы сохранились в основном в северных районах области. Имеются запасы лиственницы, невостребованной на рынках сбыта; 
- значительные ограничения, введенные приказом МПР России «Правила заготовки древесины», запрещающие заготовку древесины тракторной и колесной техникой на склонах свыше 20 градусов; 
- проблема водоохранных зон. В связи с вступлением в силу Водного кодекса, наличием густой сети ручьев и рек, более 60 тыс. на территории области, расчетная лесосека значительно снизится; 
- наличие мелких частных предпринимателей работающих на рубках ухода, при краткосрочном пользовании и представляющих нездоровую конкуренцию для арендаторов участков лесного фонда. 
- большая сложность в привлечении кредитных ресурсов в банках и других финансовых учреждениях. Мелкие лесные компании не имеют достаточной залоговой массы, твердых гарантированных обязательств и находятся в «группе риска» для выдачи банковских кредитов. 
В то же время руководители предприятий, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины до настоящего времени не пришли к пониманию того, что без создания укрупненных вертикально-интегрированных структур по ресурсному и технологическому признаку решить проблему комплексного и эффективного использования лесных ресурсов области не возможно. 

Основные мероприятия по решению поставленных задач на 2008-2010гг: 
- выделение бюджетных средств на разработку Стратегии развития лесопромышленного комплекса области. По предварительным оценкам - не менее 5 млн. рублей; 
- проработка предложений по механизмам частно -государственного партнерства позволяющим увеличить объемы строительства лесовозных дорог; 
- выделение средств из областного бюджета на погашение части процентов по кредитам полученными в российских кредитных учреждениях в объеме 4 млн. рублей; 
- включение предприятий лесной отрасли в список предприятий на получение льготной электроэнергии; 
- временное снижение ставок, или временная отмена некоторых видов местных налогов при организации современного лесопильного производства; 
- изучение вопроса привлечения российских и иностранных инвесторов, в частности Рашен Форест Консалтинг, для развития ЛПК; 
- при разработке Программ жилищного строительства Сахалинской области в полной мере задействовать продукцию лесоперерабатывающих предприятий ЛПК; 
- возможность предоставления гарантий предприятиям ЛПК для кредитования в банковских учреждениях; 
- внесение предложений по разработке технико-экономического обоснования создания на территории Ногликского района предприятия по переработке низкосортной древесины. Предприятий по производству плит MDF или OSB, мощностью до 50 тыс. куб.м в год; 
- создание благоприятных инвестиционных условий для наращивания мощностей по заготовке древесины на территории Ногликского района до 60 тыс. куб.м; Охинского – до 50 тыс. куб.м; Макаровского – до 15 тыс. куб.м; 
- разработка и реализация на территории области лесохозяйственных мероприятий: посадка леса, устройство минерализованных полос, строительство и ремонт противопожарных дорог, рубки ухода в молодняках, содействие естественному возобновлению, уход за лесными культурами, с общим объемом затрат 198 млн. рублей; 
- участие в выставочной и ярмарочной деятельности на территории области и за её пределами; 
- формирование областного заказа на подготовку кадров для лесной отрасли в учебных заведениях различного уровня; - ежегодно увеличивать на 70-80 тыс. куб.м объем аренды участков лесного фонда; 
- создание условия для появления крупных арендаторов, способных реализовывать проекты по созданию новых, высокоэффективных производств, и постепенный уход мелких компаний и индивидуальных предпринимателей; 
- исключение практики краткосрочного лесопользования, все лесопользование должно осуществляться только на условиях аренды; 
- исключение практики заготовки древесины под видом рубок промежуточного пользования.
 

Департамент лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


11.04.2008 11:50 /
Департамент лесного хозяйства по СЗФО изучил опыт Мурманской и Вологодской областей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, исполняя контрольные поручения Президента и Правительства Российской Федерации в адрес Федерального агентства лесного хозяйства, изучил опыт Мурманской и Вологодской областей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора



10.04.2008 11:46 /
Начальник управления лесами Алтайского края провел пресс-конференцию

Предлагаем вашему вниманию стенограмму пресс-конференции начальника управления лесами Алтайского края М. В. Ключникова, которая прошла 3 апреля 2008 г., в г. Барнаул.



09.04.2008 10:07 /
Лесные питомники Саратовской области поставляют сеянцы в соседние области

На прошлой неделе закончена работа по заключению государственных контрактов на проведение всего комплекса лесохозяйственных работ на территории области. В рамках исполнения госконтрактов ОГУ лесхозами области будет создано 1,7 тыс. га новых лесов.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.048905849456787
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика