Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов
- 1. Настоящий Порядок регулирует в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации деятельность Федеральной службы лесного хозяйства России и ее территориальных органов по осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (далее именуется - государственный контроль).
Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами устаноленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
- 2. Полномочиями по осуществлению государственного контроля наделяются руководители и специалисты Федеральной службы лесного хозяйства России и ее территориальных органов, являющиеся в соответствии с настоящим Порядком по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
- 3. Должностные лица Федеральной службы лесного хозяйства России по должности одновременно являются:
- а) руководитель Службы - главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- б) заместители руководителя Службы, ведающие вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, руководитель структурного подразделения центрального аппарата Службы, ведающего вопросами организации государственного контроля, заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- в) руководители структурных подразделений центрального аппарата Службы, ведающих вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, заместители руководителя структурного подразделения центрального аппарата Службы, ведающего вопросами организации государственного контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- г) специалисты указанных структурных подразделений - государственными инспекторами Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
- 4. Должностные лица территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России в субъектах Российской Федерации по должности одновременно являются:
- а) руководители указанных органов - главными государственными инспекторами в соответствующих субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- б) заместители руководителей указанных органов, ведающие вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, руководители структурных подразделений этих органов, ведающих вопросами организации государственного контроля, - заместителями главных государственных инспекторов в соответствующих субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- в) руководители структурных подразделений указанных органов, ведающих вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, заместители руководителей структурных подразделений этих органов, ведающих вопросами организации государственного контроля, - старшими государственными инспекторами в соответствующих субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- г) специалисты структурных подразделений указанных органов, ведающих вопросами организации государственного контроля, состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, государственными инспекторами в соответствующих субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
- 5. Должностные лица лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России по должности одновременно являются:
- а) директор лесхоза - старшим государственным инспектором в зоне деятельности лесхоза по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- б) главный лесничий лесхоза - заместителем старшего государственного инспектора в зоне деятельности лесхоза по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- в) специалисты лесхоза, ведающие вопросами организации государственного контроля, состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, - государственными инспекторами в зоне деятельности лесхоза по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- г) лесничие, помощники лесничих, мастера леса, лесники государственными инспекторами в зоне деятельности лесхоза по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
- 6. Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы при осуществлении государственного контроля взаимодействуют с другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также организациями, общественными объединениями и гражданами.
- 7. Юридические и физические лица, пользующиеся участками лесного фонда или выполняющие работы на территории лесного фонда, обязаны обеспечить государственным инспекторам по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов необходимые условия для проведения проверок (предоставить средства транспорта и связи, необходимую документацию, доступ к объектам, материалам и др.) и давать письменные объяснения по вопросам, возникшим в ходе осуществления государственного контроля.
- 8. Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов имеют служебное удостоверение, форма которого утверждается Федеральной службой лесного хозяйства России, а также бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
- 9. Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы обеспечивают государственный контроль за соблюдением:
- а) порядка и правил ведения государственного учета лесного фонда, мониторинга лесов, государственного лесного кадастра, технической документации, отчетности, отражающей количественные и качественные характеристики изменения лесного фонда, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- б) требований законодательства Российской Федерации по долгосрочному и краткосрочному пользованию участками лесного фонда;
- в) правил отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования;
- г) порядка пользования лесным фондом в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целях и для нужд охотничьего хозяйства;
- д) требований лесного законодательства Российской Федерации по воспроизводству лесов и лесоразведению;
- е) режима охраны лесов и порядка пользования лесным фондом на особо охраняемых природных территориях;
- ж) режима ведения лесного хозяйства и пользования участками лесного фонда на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей, а также на участках лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- з) требований законодательства Российской Федерации по целевому использованию земель лесного фонда, охране, своевременному проведению рекультивации нарушенных земель лесного фонда;
- и) порядка проведения на землях лесного фонда строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования;
- к) правил пожарной безопасности в лесах, требований по своевременному принятию мер для ликвидации лесных пожаров и их последствий, по учету площадей, пройденных пожарами на территории лесного фонда, и определению причиненного ими ущерба лесному фонду;
- л) санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету;
- м) соответствия лесоустроительных и специальных технических проектов, а также планируемых лесохозяйственных мероприятий задачам устойчивого развития, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда, усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов;
- н) требований по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, загрязнения и иных негативных воздействий;
- о) требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства и качеству выполняемых лесохозяйственных мероприятий;
- п) иных требований законодательства Российской Федерации по вопросам состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
- 10. Органы, осуществляющие государственный контроль, используют в своей работе данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, целевых выборочных обследований лесов, статистической отчетности, данные органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, а также материалы лесоустройства, научно-исследовательских организаций, общественных объединений и другие данные.
- 11. Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в пределах своей компетенции имеют право:
- а) запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления государственного контроля;
- б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, в том числе режимные военные и оборонные объекты в установленном для их посещения порядке, для осуществления государственного контроля;
- в) проверять документы на право пользования участками лесного фонда, принимать меры по изъятию незаконно добытых лесных ресурсов;
- г) принимать меры по пресечению пользования участками лесного фонда, осуществляемого без лесорубочного билета, ордера, лесного билета, либо с нарушением условий, указанных в этих документах, либо по документам, выданным с нарушением лесного законодательства Российской Федерации;
- д) давать юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению указания (предписания) по устранению нарушений лесного законодательства Российской Федерации и их последствий;
- е) принимать меры по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан, а также по прекращению прав пользования участками лесного фонда в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации;
- ж) аннулировать лесорубочный билет, ордер, лесной билет в случаях и порядке, установленных лесным законодательством Российской Федерации;
- з) составлять протоколы о всех видах нарушений лесного законодательства Российской Федерации, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
- и) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
- к) привлекать в установленном порядке работников научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других организаций, отдельных специалистов для проведения экспертизы, подготовки заключений, а также для участия в иных мероприятиях по осуществлению государственного контроля.
- 12. Главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и его заместители, главные государственные инспектора в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и их заместители, старшие государственные инспектора в зонах деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов имеют также право принимать в установленном порядке решения об ограничении, о приостановлении или прекращении права пользования участками лесного фонда, об ограничении, о приостановлении или запрещении хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан на участке лесного фонда в случаях, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации.
- 13. В случае несогласия организации или гражданина с решением об ограничении, о приостановлении или прекращении права пользования участком лесного фонда, об ограничении, о приостановлении или запрещении хозяйственной и иной деятельности на участке лесного фонда они могут обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
Хозяйственная и иная деятельность организаций или граждан на участках лесного фонда, а также право пользования участком лесного фонда могут быть возобновлены по решению государственных инспекторов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, если обстоятельства или условия, вызвавшие такое ограничение, приостановление или запрещение (прекращение), устранены.
- 14. Главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и его заместители, главные государственные инспектора в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и их заместители, старшие государственные инспектора в зонах деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов имеют также право предъявлять в установленном порядке от имени Федеральной службы лесного хозяйства России и ее территориальных органов в суд и в арбитражный суд иски о возмещении ущерба за вред, причиненный лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, а также по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с предоставлением в пользование и изъятием участков лесного фонда.
- 15. Федеральная служба лесного хозяйства России разрабатывает и в установленном порядке утверждает инструкцию по организации и проведению Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля, а также дает разъяснения о порядке его осуществления, организует и ведет отраслевой статистический учет в этой сфере.
- 16. Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля.
- 17. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд, а также древеснокустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, водного фонда, осуществляется в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законодательства субъектов Российской Федерации и настоящего Порядка.
|