Новости:
Политика







10.06.2011 09:47    Версия для печати

Директор Гринпис России С.А.Цыпленков передал лично в руки Президенту очередное письмо Гринпис о необходимости принятия срочных мер по ликвидации разрухи в лесном хозяйстве

8 июня 2011 года в Москве состоялась встреча Президента РФ Д.А.Медведева с представителями российских неправительственных природоохранных организаций. Во время встречи директор Гринпис России С.А.Цыпленков рассказал о катастрофической ситуации, сложившейся в российском лесном хозяйстве, и передал лично в руки Президенту очередное письмо Гринпис о необходимости принятия срочных мер по ликвидации разрухи - сообщает сотрудник Гринпис России.

Ниже приводим текст письма.

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Система государственного управления лесами Российской Федерации и лесное хозяйство нашей страны находятся в критическом состоянии, требующем Вашего незамедлительного вмешательства. Сохранение существующих тенденций неизбежно приведет к глубочайшему за всю историю российского лесного хозяйства социально-экономическому кризису всей лесной отрасли нашей страны в течение ближайших одного-двух лет. Кризис лесной отрасли неизбежно отразится самым негативным образом не только на жителях лесных деревень и поселков, экономически зависящих от леса, но и на остальном населении страны через ухудшение качества окружающей среды.

Меры, принятые по итогам пожарной катастрофы 2010 года, не привели к улучшению ситуации в лесном хозяйстве. Увеличение бюджетного финансирования лесного хозяйства оказалось совершенно недостаточным для того, чтобы компенсировать потери, связанные с разрушением экономических основ лесного хозяйства в результате принятия в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации. В результате даже после увеличения финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ хозяйственная деятельность в лесах, в том числе направленная на обеспечение пожарной безопасности, финансируется в несколько раз хуже, чем до введения нового лесного законодательства. До введения нового Лесного кодекса российское лесное хозяйство на 80-90% финансировалось за счет собственных средств лесохозяйственных предприятий, сейчас же оно практически целиком зависит от бюджетного финансирования, которого катастрофически не хватает. Без восстановления нормальных экономических механизмов функционирования лесного хозяйства решить эту проблему в принципе невозможно, а для восстановления этих механизмов необходимо внесение концептуальных изменений в Лесной кодекс РФ.

Государственная лесная охрана в лесах Российской Федерации по-прежнему не восстановлена. Формальное возложение обязанностей по охране лесов на должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор и контроль, ни к чему не привело из-за малой численности этих лиц, необеспеченности необходимыми средствами для охраны лесов, и перегруженности другими обязанностями. Фактически ситуация с охраной лесов от лесонарушений и пожаров в 2011 году не изменилась по сравнению с 2010 годам, за исключением Московской области, где небольшие улучшения были достигнуты за счет существенного увеличения бюджетного финансирования. Но и в Московской области тот уровень охраны лесов, который обеспечивался до введения нового лесного законодательства, еще далеко не достигнут.

Система авиационной охраны лесов от пожаров, позволяющая при необходимости оперативно перебрасывать значительные силы в наиболее горящие регионы, также не восстановлена. В мае 2011 года в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций с лесными пожарами в Забайкальском крае, Республике Саха (Якутии) и Красноярском крае Рослесхоз в течение недели организовывал переброску ограниченных (менее 150 человек в каждом случае) сил парашютистов-пожарных из других регионов, в то время как до введения нового лесного законодательства в подобных ситуациях за один-два дня организовывалась переброска до полутора-двух тысяч квалифицированных лесных пожарных. Невозможность быстрой переброски значительных сил квалифицированных лесных пожарных между регионами стала одной из причин развития катастрофических пожаров весны 2011 года в Сибири и на Урале.

Ситуация в лесном хозяйстве, в том числе с охраной лесов от пожаров, быстро ухудшается. Летом 2010 года многих потерь, связанных с лесными пожарами, удалось избежать благодаря самоотверженному труду работников лесохозяйственных и природоохранных организаций. Но невозможно рассчитывать на то, что пожарная безопасность в наших лесах будет всегда обеспечиваться только за счет энтузиазма и самоотверженности людей. Многие из них пребывают в отчаянии, видя, что на протяжении десятилетия принимаемые органами государственной власти решения ведут лишь к разрушению системы государственного управления лесами. Отчаявшийся человек - плохой защитник леса, каким бы профессионалом он ни был.

Для исправления ситуации в лесном хозяйстве, в том числе в сфере охраны лесов от пожаров, и предотвращения окончательного распада этой отрасли народного хозяйства, необходимо принятие ряда экстренных мер. Необходимо принятие не только мер экстренного реагирования на катастрофическое развитие ситуации с лесными пожарами, но и мер стратегического характера, позволяющих надеяться на улучшение ситуации в дальнейшем. Только сочетанием мер экстренного реагирования и мер стратегического характера, дающих работникам леса надежду на будущее, можно добиться быстрого улучшения ситуации.

К числу первоочередных необходимых мер по исправлению ситуации в лесном хозяйстве относятся следующие:

1. Официальное признание необходимости коренного изменения Лесного кодекса Российской Федерации (Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ), и начало работы над следующим Лесным кодексом. Для этого должна быть сформирована рабочая группа из наиболее квалифицированных представителей всех заинтересованных сторон, включая федеральные и региональные органы управления лесами, лесохозяйственные и природоохранные организации, органы местного самоуправления, академическую и отраслевую науку, и др. Единственным критерием формирования группы должен стать профессионализм участников. Перед группой должны быть поставлены две основные задачи: во-первых, разработать набор поправок к действующей редакции Лесного кодекса РФ, который позволит немедленно остановить разрушение остатков лесного хозяйства, и во-вторых, подготовить концепцию нового лесного законодательства для всенародного обсуждения. Для того, чтобы эта рабочая группа смогла преодолеть сопротивление бюрократической среды, необходимо, чтобы ее возглавил или ее работу курировал лично Президент Российской Федерации.

2. Выявление, отстранение от занимаемой должности и увольнение с государственной службы лиц, игравших ведущую роль в разработке и внедрении нового лесного законодательства, включая поправки, внесенные в Лесной кодекс РФ по итогам пожароопасного сезона 2010 года, и расследование деятельности этих лиц. Без официального признания роли этих лиц в проведении разрушительных для лесного хозяйства реформ и без исключения возможности дальнейшего их влияния на принятие ключевых решений в области государственного управления лесами невозможно победить отчаяние, господствующее в профессиональной среде работников леса, остановить отток специалистов и умирание лесного хозяйства.

3. Дебюрократизация лесного хозяйства, радикальное сокращение (на порядок) времени, затрачиваемого руководящими работниками и специалистами органов управления лесами, лесничеств и лесопарков на поддержание отраслевого документооборота, обеспечение работы всевозможных комиссий и проверок. Это фактически единственный способ быстрого высвобождения значительных людских ресурсов для организации профессиональной борьбы с лесными пожарами. В первоочередном порядке должны быть пересмотрены формы и сроки отчетности, представляемой в Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные организации, об исполнении переданных полномочий в области лесных отношений. Кроме того, необходимо исключить дублирование запросов на предоставление разнообразной информации, поступающих к специалистам лесничеств и лесопарков от десятков различных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо определить исчерпывающий короткий перечень должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих право обращаться с запросами о предоставлении информации непосредственно к работникам лесничеств и лесопарков или организаций, на которых возложены обязанности по тушению лесных пожаров.

4. Незамедлительное отстранение от занимаемой должности и увольнение с государственной службы лиц, допускающих заведомое утаивание или искажение информации о лесных и торфяных пожарах, приводящее к несвоевременному или недостаточному принятию мер по тушению этих пожаров. Данное правило должно в первую очередь распространяться на должностных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, МЧС и его территориальных органов, и органов управления лесами субъектов Российской Федерации.

5. Введение минимальных требований по уровню оплаты труда лесничих и их помощников, а также лиц, руководящих тушением пожаров и участвующих в тушении пожаров, и приведение уровня оплаты их труда в соответствие с уровнем оплаты труда должностных лиц органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Оплата труда сотрудников лесничеств и лесопарков не должна зависеть от организационно-правовой формы лесничества.

6. Обязательное оперативное обнародование детальных данных о ситуации с лесными пожарами по субъектам Российской Федерации, в том числе на официальном сайте Рослесхоза и сайтах органов управления лесами субъектов Российской Федерации (с детальностью, позволяющей специалистам и гражданам оценивать качество предоставляемой информации и ее соответствие реальной ситуации).

7. Выплата всех долгов перед организациями, которые привлекались к ликвидации чрезвычайных ситуаций 2010 года из других субъектов Российской Федерации и незамедлительное определение условий их привлечения к тушению пожаров в 2011 году.

8. Принятие четкой и однозначно понимаемой программы восстановления государственной лесной охраны в форме самостоятельного ведомства (ведомств), обладающего необходимой численностью работников, единственной или главной обязанностью которых является охрана лесов, и полностью финансируемого за счет бюджета основного собственника лесов - Российской Федерации.

9. Разработка долгосрочной (на срок не менее десяти лет) государственной программы развития лесного хозяйства (включая систему охраны лесов от пожаров), включающей эффективные и понятные профессиональному сообществу работников леса меры и механизмы их выполнения, и обеспеченной необходимым финансированием из федерального бюджета. Программа должна предусматривать целевое выделение дополнительных средств непосредственно на выполнение работ в лесах, а не просто переименование и перегруппировку линий федерального бюджета, как это происходит сейчас.

Убедительно просим Вас принять перечисленные меры, направленные на нормализацию ситуации в лесном хозяйстве России, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в будущем, сбережение и рациональное использование лесов нашей страны.

С уважением, Исполнительный директор С.А.Цыпленков

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.052690029144287
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика