GR-директор Архангельского ЦБК: Деградацию российского лесного сектора может остановить только система стратегического планирования
«Система стратегического планирования не сможет нормально функционировать без институциональных преобразований в лесном секторе, гармонизирующих отношения между государством и лесным бизнесом», - об этом заявила 29 сентября 2010 года на 5-ом международном форуме "Лес и человек" директор ОАО «Архангельский ЦБК» по взаимодействию с государственными органами власти Наталья Пинягина.
По сообщению пресс-службы предприятия, в связи с этим она предложила по новому сформировать механизмы и инструменты для обеспечения эффективного стратегического управления и планирования в лесном секторе на разных уровнях хозяйствования – от федерального до корпоративного.
GR-директор Архангельского ЦБК привела примеры принципов стратегического планирования в лесных секторах наиболее развитых лесопромышленных стран. Например, для США характерны три уровня планирования: федеральный, региональный (штаты) и местный (районный). В Финляндии для стимулирования владельцев к изменению целей лесоуправления для обеспечения баланса частных и общественных интересов государство применяло помимо законодательных мер механизмы экономической компенсации возникающих издержек. В Великобритании ведущими учеными и специалистами в 1967 г. было подготовлено «Лесное планирование» (Forest Planning), которое по структуре охватывает все уровни - национальный, региональный и местный, разные формы собственности на землю и леса, включая лесные плантации. В Швеции в условиях рыночной экономики планирование рассматривалось как эквивалент обеспечения основ для принятия решений, а целью планирования являлось способствование управлению, сохранению и неистощительному развитию лесов и обеспечение непрерывного развития лесных отраслей, базирующихся на лесе.
«В России же планированием и регулированием деятельности лесного хозяйства и лесной промышленности занимается несколько министерств, агентств и департаментов, поэтому до последнего времени разрабатывались отдельные программные документы, содержащие противоречивые и взаимоисключающие положения, которые в полном объёме реализовать не удалось», - подчеркнула в своем выступлении Наталья Пинягина.
Спикер Архангельского ЦБК отметила, что главным звеном системы планирования является национальная лесная политика Российской Федерации. Однако для определения миссии лесного сектора, стратегических целей и задач его развития необходимы всесторонние исследования его состояния, трендов изменения основных показателей с использованием прогрессивного статистического и экономико-математического инструментария.
Директор ОАО «Архангельский ЦБК» по взаимодействию с государственными органами власти уверена, что в условиях ограниченных возможностей бюджета государству следует поддерживать те отрасли и производства, модернизация и техническое перевооружение которых способно дать наибольший мультипликативный эффект.
В своем докладе Наталья Пинягина коснулась и первоочередных мер со стороны Правительства РФ, которое, по ее мнению, должно официально признать лесной сектор в качестве структурной единицы экономики, сформировав соответствующую институциональную структуру. А единый централизованный орган управления лесным сектором реально смог бы сформировать систему стратегического планирования в лесной отрасли и разрабатывать национальную лесную политику, а также федеральные и ведомственные целевые программы развития.
Справка Архангельский ЦБК - одно из ведущих лесохимических предприятий РФ и Европы. В 2009 году в общем объеме целлюлозно-бумажного производства в России доля по тарному картону составляет 18%, по целлюлозе - 11%, по ученическим тетрадям - 33%. АЦБК в продажах продукции поддерживает оптимальный баланс поставок на внешний - 20% и внутренний рынки с приоритетом российского рынка - 80%. Акционерами общества являются более 500 физических и юридических лиц. 63,5% акций принадлежит Pulp Mill Holding GmbH (Австрия), 33,6% - оффшорным компаниям, представляющим интересы ООО «Базовый Элемент».