Новости:







19.03.2009 14:55    Версия для печати

Министр лесного комплекса Иркутской области: В ближайшие несколько лет мы должны увеличить объемы лесозаготовки минимум до 36 млн. куб. м в год.


Лесная промышленность играет большую роль в жизни Иркутской области: этот регион занимает третье место в стране по запасам древесины, значительная доля жителей занята лесозаготовкой. Кроме того, лес рассматривается региональными властями в качестве основного бюджетообразующего направления в ближайшей перспективе. О проблемах и перспективах отрасли в региональной правительственной газете "Областная" рассказал министр лесного комплекса Иркутской области Леонид Виниченко.

– Леонид Александрович, каким был 2008 год для лесного комплекса Иркутской области?


 

– Прошлый год, особенно четвертый квартал, по сравнению с 2007-м оказался менее удачным по результатам производственной деятельности. Это обусловлено, прежде всего, проблемами сбыта. Наши главные потребители – это страны Азиатско-Тихо-


 

океанского региона: Япония, Китай, Корея. Наша лесная отрасль оказалась зависимой от состояния китайского экспорта: упаковка для местной продукции в основном изготавливается из сырья и материалов, производимых в Иркутской области. Поэтому падение объемов экспорта стран АТР оказало негативное влияние на лесную отрасль нашего региона.


 

– Какие рынки сбыта сейчас есть у нашей продукции?


 

– Расширение рынков сбыта регионального ЛПК происходило в течение последних нескольких лет. Мы давно поняли, что нельзя делать ставку на какого-то одного, пусть даже большого и богатого, потребителя. Необходимо диверсифицировать продукцию по видам и по рынкам. Поэтому сложившаяся в мировой экономике ситуация не застала нас врасплох. Сейчас крупными потребителями продукции нашего ЛПК являются и внутренний рынок, это европейская часть и юг России, и страны СНГ, прежде всего Казахстан и Узбекистан. Кроме того, традиционным потребителем продукции высокого качества, к примеру, пиломатериалов из лиственницы, является европейский рынок – Германия, Австрия, Италия.


 

– Каков объем глубокой переработки леса в регионе?


 

– Понятие глубокой переработки широкое. В России мы традиционно считаем, что сухой строганный пиломатериал уже является глубокой переработкой. А например, в Финляндии данный вид материалов не относят к этой категории, там считается, что продуктом глубокой переработки является готовое изделие. Именно на этапе производства изделия создается основная часть добавленной стоимости, которая и обеспечивает рентабельность лесной промышленности в целом.


 

По итогам прошлого года доля переработки в лесной промышленности области достаточно высокая – 74–76%. Но этот показатель не может нас радовать, потому что мы говорим об объемах переработки относительно объемов заготовки круглого леса. В 2008 году объем заготовки состав-


 

лял 20,2 миллиона кубометров, а расчетная лесосека области – 57,1 миллиона. То есть мы имеем достаточно высокие объемы переработки, но заготавливаем меньше половины от возможного. Хотя Иркутская область занимает первое место в России по лесозаготовке.


 

57 миллионов – это максимально допустимая заготовка древесины при грамотном лесопользовании. А нынешние показатели – это тот объем, который позволяют вырубать наши технологические и экономические возможности. На сегодня территории, где из-за нехватки инфраструктуры идет недостаточная лесозаготовка, составляют не менее 30% от общей площади лесных земель.


 

– Как планируется решать эту проблему?


 

– Сейчас на стадии разработки находится областная целевая программа по развитию инфраструктуры лесной отрасли. Мы планируем завершить подготовку и согласование этого документа к концу года, хотя понимаем, что в сегодняшней ситуации уже опаздываем. Дело в том, что длительное время обеспечение инфраструктурой считалось проблемой исключительно арендаторов. Но сейчас очевидно, что частные инвесторы без региональной и федеральной поддержки, без реализации целевых программ не смогут быстро и эффективно решить эту задачу.


 

Компромисс между интересами бюджета и лесной отрасли


 

– На заседании правительства области 12 марта обсуждались меры, которые нужно принять, чтобы повысить доходность лесной отрасли, поддержать лесопромышленников. На ваш взгляд, какие из них будут наиболее действенны?


 

– Определяя задачи по повышению доходной части бюджета, мы понимаем, что в данной экономической ситуации это сопряжено с определенными трудностями. В частности, есть некоторые противоречия между теми преференциями, которые хотели бы получить лесопромышленники, и задачей пополнения казны. Ведь любая преференция сама по себе является выпадающим доходом в бюджете области. Тем не менее мы прекрасно понимаем, что отсутствие поддержки лесопромышленников в этом году может привести к дальнейшему снижению доходов и затормозить развитие отрасли в будущем. Свою задачу мы видим в поиске компромисса между интересами правительства, отвечающего за формирование бюджета, и лесопромышленников.


 

– Требуются ли изменения законодательства для повышения эффективности работы отрасли?


 

– Абсолютно необходимой мерой являются совершенствование федерального законодательства и создание нормативно-правовой базы на областном уровне. Нужно признать, что Лесной кодекс РФ имеет ряд недостатков и не учитывает современных реалий. Поэтому одной из задач является обращение парламента Иркутской области с законодательной инициативой в Государственную думу РФ о внесении изменений в кодекс.


 

– А какие нововведения требуются региональному законодательству?


 

– В плане нормотворческой деятельности Законодательного Собрания много инициатив, касающихся лесного комплекса. На заседании правительства мы обсуждали необходимость принятия Закона «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области», предполагающего введение запрета на приобретение лесоматериалов у физических лиц. Я считаю, что это – очень важный закон. Он будет четко регламентировать, что древесина, которая приобретается гражданами по дотационным, льготным ценам в лесничествах, должна использоваться для личных нужд, а не для перепродажи в качестве коммерческого товара.


 

Есть документ, который регламентирует, что каждый сельский житель имеет право с определенной периодичностью получать древесину для строительства и ремонта жилья, заготовки дров. Продажа леса в таких случаях осуществляется по установленным правительством льготным ставкам. Министерство проанализировало количество договоров и объемы заготовки такой древесины: гражданам выделяются сотни тысяч кубометров. И как минимум 30–40% этого леса попадает на склады предприятий. Нас беспокоит, прежде всего, то, что такие продажи осуществляются по демпинговым ценам, что снижает стоимость продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. То есть, по сути, такая коммерческая деятельность является теневой и приводит к выпадению доходов бюджета.


 

– Как будет контролироваться соблюдение запрета?


 

– Безусловно, никакого надзирателя в лесу не появится. Будут проверяться пункты приема и отгрузки древесины на предмет происхождения данного товара. И если, как ранее, они будут предъявлять стопки договоров о том, что приобрели лес у проживающих в этом районе физических лиц, это будет нарушением закона.


 

Механизм контроля целевого использования гражданами древесины не разработан, и я не считаю целесообразным контролировать каждого жителя области, который решил отремонтировать свой дом, считать, сколько бревен он при этом использовал. Целесообразно контролировать пункты коммерческого выхода древесины. Поймите, мы говорим не о фактах незаконной заготовки – люди приобрели лес на законных основаниях. Другое дело, что некоторые из них злоупотребляют своим положением, покупают сырье без необходимости и используют его в коммерческих целях.


 

– Когда этот закон начнет работать?


 

– Законопроект будет подготовлен в кратчайшие сроки. Я думаю, что реальный срок выхода нормативного акта с учетом процедур принятия – третий квартал 2009 года.


 

Лесной план и инвестпроекты


 

– Когда начнет действовать Лесной план Иркутской области?


 

– Могу сказать, что документ уже работает. К сожалению, когда мы разрабатывали Лесной план, мы не могли предвидеть, что как раз в конце 2008 года грянет финансовый кризис. Поэтому сроки реализации ряда задач могут быть сдвинуты. Но это его не отменяет, ведь Лесной план – это не жесткий перечень срочных мероприятий министерства или план производства какой-то отдельно взятой коммерческой структуры. Это стратегический документ, которым мы руководствуемся при принятии оперативных решений, при распределении лесосырьевых ресурсов, при планировании размещения производств.


 

– Конкретные инвестиционные проекты там тоже отражены?


 
 

– Там обозначены проекты лесной промышленности с учетом целесообразности размещения производств на тех или иных территориях. Лесоперерабатывающий комплекс региона может работать эффективно только в том случае, если входящие в него компании обеспечивают комплексную переработку ресурсов. Например, если мы создадим большое количество предприятий по лесопилению, то у нас должно быть достаточно мощностей по выпуску целлюлозы. Ведь механическая деревопереработка дает ряд побочных продуктов, как, например, опилки и щепа, которые могут быть использованы в целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому очень важны баланс заготавливаемой древесины и распределение имеющихся ресурсов между предприятиями. То есть мы должны иметь на территории определенное количество предприятий по механической переработке, определенное количество целлюлозных предприятий, определенное количество предприятий по выпуску плит из древесной стружки. Правительство региона может влиять на этот процесс как куратор, который рекомендует инвесторам, какое производство размещать в том или ином районе.


 

– Заявленные инвестпроекты образуют этот баланс?


 

– На сегодня два инвестиционных проекта – Группы «Илим» и ЛДК «Игирма» – Министерство промышленности и торговли РФ включило в перечень приоритетных. Шесть проектов прошли совет по инвестициям при губернаторе и после определенных доработок будут направлены на согласование в Москву. Еще по 22 проектам областное министерство лесного комплекса ведет работу с заявителями для подготовки их презентации на совете по инвестициям.


 

Несмотря на всю работу, которая ведется по реализации приоритетных проектов, существует проблема по потреблению мягколиственной древесины и отходов механической переработки сырья – щепы и опилок. Ни одно зарубежное предприятие не начнет работу, не имея механизма реализации побочных продуктов. Представить, что в Северной Америке, Европе, Японии или Китае щепу и опилки вывозят на свалку, невозможно. А в России это одна из важнейших проблем отрасли.


 

Так, Группа «Илим» ведет важный для нас проект по переработке целлюлозы в бумагу и картон, что позволит получить большую добавленную стоимость и высокие доходы в бюджет. Тем не менее она имеет определенный баланс между сырьем и производством и не планирует в ближайшие годы увеличивать потребление, в частности мягколиственной древесины. Поэтому этот проект не может стать решением проблемы.


 

Эффективную утилизацию отходов механической переработки леса сможет обеспечить Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий. Пока нельзя назвать точные сроки запуска производства, так как у инвесторов есть определенные проблемы с кредитованием. Но могу сказать, что губернатор лично принимает участие в том, чтобы обеспечить его финансирование, и оказывает активное содействие другим структурно-значимым проектам.


 

Хочу отметить, что для нас не стоит задача все инвестпроекты, которые будут реализовываться в области, отнести к приоритетным. Приоритетные проекты – это имеющие наибольшее социально-экономическое значение и обеспечивающие комплексное и эффективное использование ресурсов. Преференции приоритетным проектам заключаются в предоставлении лесосырья без аукциона и по сниженному коэффициенту к арендной ставке. При этом подчеркну, что нормативный документ, который регламентирует присвоение проекту статуса приоритетности, определяет и ответственность компании-инвестора. В законодательстве заложены серьезные санкции, штрафы в случае отказа предприятия от реализации проекта или значительного отступления от утвержденной концепции. В частности, компании придется выплатить арендную плату в полном объеме за весь период использования лесных участков.


 

– Какие инвестпроекты уже начали реализовываться?


 

– В числе инвестпроектов, находящихся на высокой стадии реализации, я могу назвать проект ЛДК «Игирма» – производственная площадка в поселке Новая Игирма Нижнеилимского района, проект Транссибирской лесной компании – лесопильно-деревообрабатывающий комплекс в Усть-Куте, проект Бадинского леспромхоза – производство сухих обрезных лесоматериалов, проект Чунского ЛПК – комплекс полной переработки древесины.


 

– Когда можно будет говорить о введении в строй новых мощностей?


 

– К примеру, производство ЛДК «Игирма» уже прошло пробный запуск, и во втором квартале мы ждем приглашения на официальное открытие предприятия.


 

– Какие задачи стоят перед лесной отраслью Иркутской области на ближайшее будущее?


 

– В ближайшие несколько лет мы должны увеличить объемы лесозаготовки минимум до 36 миллионов кубометров в год за счет строительства дорог лесохозяйственного назначения и освоения лесных массивов, ранее не вовлеченных в эксплуатацию. Это позволит обеспечить сырьем все реализуемые инвестпроекты. Мы ищем крупных профильных инвесторов, которые готовы принести в регион эффективные, хорошо зарекомендовавшие себя технологии.


 

Что касается объемов глубокой переработки древесины, то могу сказать, что если мы дойдем до показателя, близкого к 90%, это будет хорошим результатом. Но задача наша не просто распиливать лес и получать доски, а производить материалы с высокой добавленной стоимостью. Необходимо не только повысить процент переработки, а сделать ее действительно глубокой и комплексной.


При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


13.03.2009 17:35 /
Минлесхоз Башкортостана принял решение повысить эффективность использования лесов за счет эксплуатации неосвоенных лесных участков.
Для достижения этой цели планируется развивать долгосрочные арендные отношения с лесопользователями, стимулировать привлечение инвестиций в освоение лесов и увеличивать объемы переработки малоценной древесины.


12.03.2009 12:24 /
И.Есиповский: Иркутская область должна стать центром лесопереработки в России.
Правительство Иркутской области сегодня обсудило вопросы повышения доходной части бюджета региона за счет деятельности лесопромышленного комплекса.  Председательствующий на заседании губернатор Игорь Есиповский отметил, что в настоящее время отдача от лесной отрасли не столь велика, как могла бы быть, однако региональные власти намерены исправить эту ситуацию.


11.03.2009 16:13 /
В правительстве Амурской области готовят антикризисные мероприятия для лесопромышленников.
Основания для выработки антикризисных решений в этой сфере более чем веские. По предварительным данным Амурстата, в 2008г. объем лесозаготовок составил 1,2 млн. куб. м, или 81,6% к уровню 2007г. Для сравнения, до 1990г. объем заготовок древесины ежегодно не опускался на уровень ниже 6 млн. куб. м. Количество лесопользователей в 2008г. снизилось на 20% (до 250 предприятий).

На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.052175998687744
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика