Новости:







Отзывы:

16.03.2009
Полностью поддерживаю!Желаю быть услышанным, ваш голос говорит правильные вещи, выражая мнение всех лесников страны, чья численность неудержимо тает, жаль что уши и глаза властьимущих закрыты очень плотно финансовыми идеями личного характера, хочется верить что найдутся люди, понимающие всю глубину вреда принесенного и приносимого лесному хозяйству,в чьей власти исправить недоразумение под названием "лесное реформирование"

10.03.2009 18:11    Версия для печати

Руководитель лесного отдела Гринпис России представил свое видение современной ситуации в лесном хозяйстве на очередном заседании экологического совета при Рослесхозе.

Очередное заседание общественного экологического совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства  состоялось 5 марта 2009г. С докладом о современной ситуации в лесном хозяйстве России выступил руководитель лесного отдела Гринпис России Алексея Ярошенко, сообщает Лесной форум общественной организации.

Тезисы доклада руководителя лесного отдела Гринпис России А.Ярошенко "О современной ситуации в лесном хозяйстве Российской Федерации".

Основные черты российского лесного хозяйства и лесного сектора в целом в начале 2009 года

• отсутствие государственной лесной охраны, очевидная для населения и потенциальных лесонарушителей беспризорность (бесхозность) лесов;

• отсутствие эффективной системы борьбы с лесными пожарами, чрезвычайная и беспрецедентная степень неготовности страны к сезону лесных пожаров;

• крайне слабая защищенность лесов преимущественно природоохранного назначения (ООПТ, защитных лесов, ОЗУ), вплоть до игнорирования их статуса при лесопользовании;

• резкий рост правового нигилизма среди всех участников лесных отношений (органов государственной власти, лесопользователей, населения и др.);

• значительный рост незаконных рубок и других лесонарушений (достоверная статистическая информация в масштабах страны отсутствует);

• интенсификация использования лесов для целей, связанных с застройкой (или допускающих возможность застройки), и ограничением доступа граждан в леса;

• разрушение лесоустройства как единой системы долгосрочного планирования хозяйственной деятельности в лесах, без появления равноценной замены;

• социальная незащищенность работников леса, задержки перечисления лесных субвенций и выплаты зарплаты, массовые увольнения работников лесного сектора;

• глубокий упадок лесной промышленности, значительное (более чем на 1/5) и продолжающееся падение объемов производства по сравнению с уровнем 2007 года;

• политика подавления малого лесного бизнеса и реальные перспективы его вымирания в ближайшие месяцы, особенно в лесозаготовительной отрасли;

• падение престижа работы в лесном секторе до настолько низкого уровня, что массовое привлечение молодых работоспособных специалистов становится невозможным;

• глубокое взаимное недоверие между участниками лесных отношений (законодателями, федеральными и региональными органами власти, бизнесом, гражданами);

• очевидная недостаточность, вплоть до отсутствия, проводимых лесохозяйственных мероприятий (лесовосстановления, ухода, противопожарного обустройства);

• отсутствие сколько-нибудь ясных перспектив развития лесного сектора при существующем законодательстве, сложившейся системе госуправления и новых экономических условиях.

В настоящее время лесопользование в Российской Федерации находится в критическом состоянии, система государственного управления лесами крайне неэффективна, лесное хозяйство и охрана лесов почти отсутствуют.

Основные причины упадка лесного сектора:

• катастрофическое истощение доступных для эксплуатации лесных ресурсов, в первую очередь в районах размещения основных лесных предприятий, лесных деревень и поселков;

• принятие некачественного и несовместимого с жизнью нового лесного законодательства (Лесного кодекса и основанных на нем нормативно-правовых актов);

• резкое снижение дееспособности органов управления лесами в результате неграмотного проведения административных реформ и неразумной кадровой политики;

• постоянный рост платежей и тарифов, связанных с лесопользованием, производством и экспортом лесной продукции, а также коррупционной нагрузки на лесной бизнес;

• экономический кризис, в значительной степени отрезавший лесной сектор от кредитов и инвестиций и сокративший рынок его продукции;

• неблагоприятные для лесного сектора погодные условия, наблюдавшиеся во многих регионах России на протяжении последних нескольких лет.

Разрушительное воздействие нового лесного законодательства на лесное хозяйство России в 2009 году неизбежно усилится

В частности, принятие поправок к Лесному кодексу Российской Федерации (законопроекта № 101334-5, одобренного Советом Федерации 4 марта 2009 г.) может привести к ускоренному уничтожению малого лесного бизнеса в лесозаготовительной отрасли за счет исключения законного доступа к лесным ресурсам на основании договоров купли-продажи.

Этот же законопроект вносит в федеральный закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Земельный кодекс РФ изменения, допускающие неограниченный перевод земель лесопарков и зеленых зон, а в Лесной кодекс - изменения, допускающие ограничение доступа граждан в леса (возведение ограждений на территории лесопарковых зон). Это неизбежно приведет к резкому росту проблем и конфликтов, связанных с использованием пригородных лесов.

Существенное улучшение нового лесного законодательства в течение года невозможно. Поспешные поправки, вносящиеся в кодекс или в нормативно-правовые акты лесного хозяйства, исправляя старые ошибки, обычно добавляют новые (что подтверждается опытом внесения поправок в Лесной кодекс, закон о его введении и некоторые нормативно-правовые акты).

Для того, чтобы кризис лесного сектора не принял масштабы катастрофы, необходимо принятие чрезвычайных мер, основанных на реальном понимании причин и механизмов возникновения кризиса.

К числу первоочередных чрезвычайных мер, необходимых для сбережения лесов и стабилизации социально-экономического положения в лесном секторе России, относятся следующие.

1. Восстановление государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации.

2. Принятие чрезвычайных мер по подготовке к сезону лесных пожаров 2009 г. В частности, необходим безусловный запрет на проведение травяных палов на прилегающих к лесам землях, формирование дополнительного резерва средств на борьбу с лесными пожарами 2009 г., организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения), формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

3. Инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость полной переделки всего нового лесного законодательства.

4. Полный анализ новых договоров аренды лесных участков (приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом или заключенных после его введения) на предмет наличия в них положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства и лесопользования или способных привести к увеличению коррупционной нагрузки на лесной бизнес. В частности, должны быть исключены все неустойки, применение которых не способствует повышению качества лесоуправления или способствует росту коррупции, а также положения, возлагающие на арендаторов обязанности, закрепленные действующим законодательством за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Полный анализ договоров аренды, действовавших на 1 января 2007 года, но не приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом и не прошедших государственную регистрацию, с выявлением причин и виновных того, что договора не были приведены в соответствие и не зарегистрированы. В случае выявления договоров, не приведенных в соответствие или не прошедших регистрацию по вине органов управления лесами субъектов Российской Федерации или из-за ошибок в новом лесном законодательстве, выработка незамедлительных мер по обеспечению выживания соответствующих лесных предприятий, переоформлению и регистрации договоров. Для договоров аренды, не приведенных в соответствие по вине арендаторов - выработка ясного и основанного на нормах законодательства порядка расторжения договоров.

6. Исключение монополистической деятельности в области лесного планирования и лесоустройства и необоснованных ограничений доступа заинтересованных лиц к материалам лесного планирования. В первую очередь это подразумевает размещение всех без исключения утвержденных лесных планов и лесохозяйственных регламентов в свободном доступе в сети Интернет, обеспечение доступа независимых разработчиков плановой документации (проектов освоения лесов) к лесоустроительным базам данных по минимальным государственным расценкам, организация жесткого контроля за проведением государственной экспертизы проектов освоения лесов в субъектах РФ (с массовой проверкой обоснованности заключений). Необходимо также исключение дискриминационных мер по отношению к малому бизнесу.

7. Незамедлительное решение проблемы задержки субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возникших в связи с этой проблемой задержек зарплат работникам органов управления лесами субъектов РФ и несвоевременного размещения заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов на 2009 год.

8. Выделение дополнительных средств на ведение лесного хозяйства (лесовосстановление, уход за лесами, противопожарное обустройство лесов) и создание соответствующих рабочих мест в лесных деревнях и поселках, в том числе в форме общественных работ, в лесах как переданных в аренду, так и не переданных. Минимальный объем дополнительного (сверх субвенций, предусмотренных законом о федеральном бюджете) финансирования на эти цели, необходимый для стабилизации социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках России при условии, что все выделенные средства будут израсходованы именно на создание рабочих мест в лесном хозяйстве, можно оценить в 50 млрд. рублей на оставшиеся десять месяцев 2009 года. Без дополнительного финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета стабилизация социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках представляется невозможной.

Для выработки полного перечня мер по минимизации неблагоприятных социально-экономических и экологических последствий кризиса российского лесного сектора и формированию программы действий по выходу из кризиса необходимо организовать постоянно действующую рабочую группу экспертов, представляющих основных участников отношений (федеральные и региональные органы государственной власти, крупный и малый лесной бизнес, лесную науку, общественные организации). Группа должна быть представлена по принципу профессионализма, включать в себя наиболее известных в профессиональном сообществе специалистов-практиков, независимо от их положения в иерархии органов управления лесами и степени лояльности руководству.

 

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


05.03.2009 17:33 /
Вопросы включения земель лесного фонда в городские границы и их последующего использования обсудили в г.Ханты-Мансийске.
Формально  государственные полномочия в сфере управления городскими лесами переданы от лесников муниципалитетам, но из-за непроработанной федеральной законодательной базы  они стали, по сути, бесхозными. В итоге на зелёной карте Югры появились огромные "белые пятна", которые в целом по округу занимают 160 тыс. га.


27.02.2009 10:49 /
В трех районах Тюменской области могут появиться модельные леса.
Первым в плане подготовки проекта и документации в регионе станет модельный лес в Заводоуковском районе.


27.02.2009 14:22 /
В Алтайском крае будет создан один из 5 селекционно-семеноводческих центров России.
Cоответствующие решение было принято Федеральным агентством лесного хозяйства с целью получения высококачественного лесного посадочного материала.


27.02.2009 19:08 /
В Кировской области планируется создать филиал «Рослесинфорга» и селекционный центр.

26 февраля 2009г.  в г.Москве состоялась встреча губернатора Кировской области Никиты Белых с руководителем Рослесхоза Алексеем Савиновым.



20.02.2009 13:51 /
Специалисты Центра защиты леса Алтайского края дают оптимистичный прогноз лесопатологической ситуации на 2009г.
По результатам проведенного в 2008г. лесопатологического мониторинга установлено, что численность вредных организмов в лесах края не превышает допустимых норм. Поэтому управление лесами Алтайского края в 2009г. не планирует проводить истребительные мероприятия в очагах насекомых вредителей.

На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.04170298576355
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика