— Валентин Геннадьевич, чем вызвана необходимость внесения изменений в действующее законодательство?
— Начиная с прошлого года, значительно затруднилась реализация древесины, прежде всего, на внешнем рынке. Это связано с падением спроса. Сократилось потребление как балансовой древесины и технологического сырья, так и пилопродукции. Чтобы сохранить объемы поставки лесопродукции, условия ее реализации должны быть максимально удобными для всех участников рынка. В связи с этим было принято решение о внесении изменений в действующее законодательство.
— Какие нововведения можно отнести к наиболее значимым?
— Наиболее значимые изменения произошли в реализации древесины в заготовленном виде на внутреннем рынке. Предприятиям предоставлена полная свобода в реализации заготовленного леса и пилопродукции для белорусских потребителей. Если раньше для юридических лиц древесина в заготовленном виде продавалась только через биржевые торги, то сейчас Указ разрешает реализацию и по гражданско-правовым договорам. Какой способ удобнее, продавец выбирает самостоятельно. Определенную часть древесины в заготовленном виде предполагается обязательно выставлять на биржевые торги. Это позволит избежать конкуренции среди крупных внутренних потребителей и определять рыночную стоимость древесины. Особенно это касается наиболее дефицитной хвойной древесины диаметром 26 сантиметров и более. При выставлении на биржевые торги, у всех покупателей появится равная возможность купить этот вид сырья, а лесхозы смогут получить больший доход от продажи высококачественного леса благодаря рыночному формированию цен на него.
— Как должны формироваться цены на древесину в заготовленном виде при реализации по гражданско-правовым договорам?
— Раньше цена формировалась в соответствии с биржевыми котировками в ходе торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». После выхода Указа лесхозы получили право устанавливать цену на этот вид продукции самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Сформированная лесхозом цена будет одинаковой для всех групп потребителей, в том числе и для собственного потребления. Чтобы цены на древесину сильно не отличались в зависимости от лесхозов, предполагается на уровне Министерства лесного хозяйства разработать рекомендательные цены.
— Сложности с реализацией древесины начались с внешнего рынка. Изменились ли условия отправки лесопродукции на экспорт?
— Указ № 91 отменяет действие пункта 5 Указа № 214 президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». В этом пункте исключительное право внешней торговли (в части экспорта) лесоматериалами было закреплено за государством и реализовывалось экспортно-производственным республиканским предприятием «Беллесэкспорт», республиканским производственно-торговым унитарным предприятием «Беларусьторг», торговым республиканским предприятием «Беллесбумпромэкспорт». Указ № 91 президента предоставляет право Совету Министров Республики Беларусь устанавливать на 2009 год правила и условия внешней торговли (в части экспорта) лесоматериалами. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 723 от 31 мая 2007 года определяет обязательную реализацию древесины на экспорт через спецэкспортеров. В настоящее время в это постановление подготовлены изменения, которые находятся на согласовании с заинтересованными сторонами.
— Коснулись ли изменения реализации древесины на корню?
— Таких серьезных изменений, как в условиях реализации древесины в заготовленном виде на внутреннем рынке, не произошло. В некоторой степени, порядок отпуска древесины на корню из лесосечного фонда для лесхозов изменился. До вступления в силу Указа лесхозы имели право приобретать лесосечный фонд, который не был продан на биржевых торгах два и более раз по цене, заявленной на последних торгах. Купив лесосечный фонд, лесхоз мог заготавливать древесину для дальнейшей реализации на биржевых торгах. В связи с новыми изменениями, древесина на корню из лесосечного фонда должна реализовываться на биржевых торгах до тех пор, пока