Новости:







15.12.2008 14:30    Версия для печати

Основные положения по организации единой системы государственного учета древесины.

11 декабря 2008г.  состоялся Совет по лесному комплексу при правительстве Российской Федерации, на котором рассматривались основные подходы по созданию системы государственного учета древесины. С докладом на тему заседания выступил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, доктор технических наук Борис Большаков.

Выступление Б.Большакова  на Совете по лесному комплексу
при правительстве Российской Федерации
на тему
«О создании системы государственного учета древесины»

 



 

Одним из действенных инструментов снижения незаконных рубок является совершенствование системы учета заготовленной древесины.


 
 

Поддерживая предложения Минсельхоза и Рослесхоза России, позицию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, предлагаем к обсуждению основные положения по организации системы.


 

Незаконные рубки и нелегальный оборот древесины представляют серьезную проблему для лесного хозяйства и экономики страны. По экспертной оценке объем нелегально заготовленной древесины составляет порядка 20 млн. куб. м. По данным официальной статистической отчетности в 2007 году выявлено более 20 тыс. случаев незаконных рубок  с объемом более 1 млн. куб. м (рост к 2006 г. – 33%).


 

Все осуществляемые меры по совершенствованию государственного лесного контроля и надзора, ужесточению мер административной и уголовной ответственности к нарушителям, проведение дистанционного мониторинга незаконных рубок и использования земель лесного фонда с применением аэрокосмических методов и ГИС – технологий, внедрение системы добровольной лесной сертификации и усиление межведомственного взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины не дают должного эффекта и недостаточны.


 

Значимым влияющим фактором на ситуацию является на наш взгляд несовершенная существующая в России система отчетности.


 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 79 и ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрена выборочная (ежемесячно или ежеквартально) отчетность малого и среднего предпринимательства.


 

Необходимость создания системы государственного учета древесины как инструмента снижения незаконных рубок, подтверждается отсутствием единого подхода к существующему в России учету заготовленной древесины:


  • Существующая система отчетности показывает расхождение в 64 млн. куб. м

По данным Росстата Форма №1 – натура в 2007 году заготовлено - 142 млн. куб. м, а по данным субъектов Форма 2-ЛХ (по лесорубочным билетам) в 2007 году заготовлено - 206 млн. куб. м. древесины.


 

Действующий порядок статистических наблюдений не предусматривает учета всей заготавливаемой древесины и не дает возможности отследить ее движение. То есть отсутствие единой системы отчетности по всей цепочке лесозаготовок:


  • по объемам отвода на лесосеках (в договорах лесобилетах, декларациях с 2009 года);
  • по фактически заготовленной древесине на лесосеках;
  • по фактически вывезенной  древесине;
  • по отчетам потребителей.

Зарубежный опыт подтверждает необходимость учета в стране всей заготовленной древесины.


 

В представленном на слайде странах: (слайд 2)


 



  • учет производится на лесосеке, узлах дорог и на предприятиях;
  • маркировка осуществляется клеймом, краской, биркой;
  • определение объемов – взвешиванием, харвестером, вилкой, рулеткой.

При этом контроль осуществляется государственными органами в области лесных отношений, включая согласование маршрутов перевозки и выборочную 2% проверку лесовозов.


 

Опыт или попытки применения учета и маркировки показывают следующее.


 

В Сахалинской области для учета пиловочника применялась поштучно-номерная маркировка (штрих код).


 

В порту Находка - 10 лет применялся поштучный учет пиловочника с помощью электронной вилки и биркования - бирка японского производства.


 

В Читинской области принят в 2007 году закон о пунктах приема древесины.


 

В Иркутской области Администрацией области и таможенными органами введена  поштучно-номерная маркировка и лесные терминалы.


 

В Псковской области вводится закон о пунктах приема древесины.


 

В Краснодарском крае внедряется экспериментальная поштучная маркировка.


 

Недостаток один - нет четкого Положения об организации учета и маркировки и нет нормативной базы.


 

Примерные затраты на учет и  маркировку:


 

5-18 рублей на 1 куб. м - по экспертной оценке, исходя из применяемых методов измерений и средств маркировки.


 

Причем, от 5до 10 рублей на 1 куб. м - дрова, балансы.


 

10-18 рублей на 1 куб. м - пиловочник, фанерный кряж (поштучный метод). При этом метод измерений харвестером дает практически нулевые затраты.


 

Ранее в нашей стране заготовленную древесину учитывало более 20 тыс. человек. С учетом внедрения автоматизации на современном этапе численность сократится как минимум в  3 раза.


 

В настоящее время на предприятиях лесопромышленного комплекса страны функционируют корпоративные (внутренние) системы учета древесины, основанные на отечественных разработках и опыте зарубежных стан. Так, в Архангельской области («Котласский ЦБК») и Республике Коми на предприятиях  применяется система «Фото-Скан» (в крытом помещении) - измерение лесоматериалов геометрическим методом, в Усть-Илимском ЛПК применяется весовой метод.


 

В России, с учетом международного опыта, предлагается, по сути, построить такую же систему государственного учета древесины.


 

На слайде 3 показано размещение пунктов учета (обмера, маркировки)


 



  1. На лесосеке
  2. На грузосборочных дорогах, промежуточных складах
  3. У потребителя

Их размещение определяется технологией лесозаготовок, размером и качеством древесины, и экономической целесообразностью. Например, если у потребителя уже существует система учета и такой потребитель является арендатором и крупным переработчиком, то, имеющуюся систему необходимо адаптировать с новой системой учета, тем более, что на таком пункте возможна автоматизация учета и маркировки.


 

Если пункт учета на лесосеке, то это, как правило, работа харвестеров с автоматическим измерением объемов древесины или ручной обмер и маркировка. Например, при малых объемах лесозаготовок - до 10 тыс. куб. м. в год. При этом учет заготовленной и вывозимой древесины по всей технологической цепочке обеспечит, как это показано на слайде, исключение поставок нелегально заготовленной древесины.


 

Нелегально заготовленная древесина отсекается (слайд 4):


 



  • оформлением товарно-транспортной накладной в соответствии с ФЗ «О бухучете»;
  • разделительной маркировкой, позволяющей отделить заготовленную древесину, прошедшую государственный учет.

Введение государственного учета древесины потребует создания единой базы данных, которая обеспечит сверку или сопоставление:


  • разрешенных объемов заготовки древесины (по договорам купли-продажи и лесным декларациям);
  • фактически заготовленной и вывезенной из леса древесины;
  • сопоставление объемов поставки древесины потребителям;
  • и древесины отгруженной на экспорт.

В целом единая база учета древесины, на всех стадиях ее движения, позволит выявить незаконную рубку и обеспечить учет ее для государства и предприятий.


 

Следует отметить, что при учете древесины используются различные способы измерений и маркировки.


 

Измерения геометроческим способом с применением коэффициентов полнодревесности, которые проводятся в штабелях, на транспортных средствах (включая и электронные приборы и оборудование).


 

Весовым методом, который  применяется при поставке во двор потребителя.


 

Наиболее трудоемкий поштучный способ измерений применяется для наиболее ценных сортиментов, используемых для производства пиломатериалов, фанеры или шпона и других дорогостоящих сортиментов.


 

При групповых методах измерений маркировка производится на нескольких торцах бревен (хлыстов) в штабеле или транспортном пакете.


 

А при поштучном методе учета маркируются все бревна (клеймом, краской, биркой, штрих кодом).


 

Существуют и другие методы маркировки древесины:


  • метки краской и гравировка;
  • ударные клейма;
  • этикетки;
  • маркировочные бирки;
  • карты с магнитным кодом;
  • смарт карты;
  • радиометки;
  • идентификационные частицы microtaggant;
  • химическая краска идентификатор;
  • химические и генетические анализы и др.

С учетом статотчетности за 2007 год по производству пиловочника, фанерного кряжа  объемы поштучного учета могут составить до 50% от объемов лесозаготовок.


 

При этом объемы поштучного учета будут меньше на 20-25% при использовании харвестерской заготовки леса с автоматическим измерением объема круглых лесоматериалов.


 

Кратко по организации работы системы (слайд 7):


 



 

1.     Организацию и контроль учета целесообразно возложить на Рослесхоз, субъекты и лесничества. Конкретными лицами, которые выдают доверенность учетчикам и подписывают товарно - транспортную накладные (ТТН) являются лесничие и инспектора по учету;


 

2.     Непосредственно проведение учета заготовленной древесины - это обязанность учетчика, имеющего доверенность от лесничего. При этом учетчик может быть работникам лесопользования или иной организации.


 

Условия проведения:


 

Затраты на учет, по нашему мнению, должны быть определены
в договоре аренды и договоре купли-продажи в соответствии с требованиями Положения об организации государственного учета заготовленной древесины.


 

Предложения по разработке и внедрению системы государственного учета заготовленной древесины должны включать (слайд 8) внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации по введению учета всей заготовленной древесины в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, в Положении должны быть отражены обязательные правила и процедуры, требования к этим правилам и процедурам.


 

Например:


  • учет обеспечивается лесопользователями и предприятиями, перерабатывающими древесину;
  • функционирование системы государственного учета обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, включая выборочный контроль.

Кроме того, Положение должно предусматривать наличие Руководства по государственному учету заготовленной древесины, утверждаемое уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в котором будут отражены следующие вопросы (слайд 9):


  • Расположение пунктов учета
  • Варианты методов измерений
  • Типы технических средств учета и маркировки, условия применения и требования к ним
  • Формы документов, организация документооборота и отчетности
  • Требования к квалификации и аттестации персонала и др.

И в заключение хотелось бы отметить, что по нашей оценке необходим, как минимум, 1 год для разработки Руководства, Основных положений и апробации системы в отдельных регионах с различными природно-производственными условиями.



 
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


06.11.2008 17:35 /
Президент Конфедерации В. Сайковский: Сейчас без участия России невозможно обсуждать вопросы изменения климата в международных масштабах.

С 20 по 24 октября с.г. президент Конфедерации ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности В.А. Сайковский принял участие в Европейской лесной неделе в Риме в составе российской делегации.



27.06.2008 15:15 /
Союз лесопромышленников Красноярского края поделился проблемами

26 июня 2008 г. в Красноярске на пресс-конференции Союза лесопромышленников Красноярского края были подняты вопросы о том, что мешает развиваться лесной отрасли в регионе.



26.06.2008 13:16 /
На лесном саммите в Лисино-Корпус обсуждают актуальные вопросы отрасли

Деловая программа саммита «Интерлес-Лисино», который проходит в Лисинском лесном колледже с 23 по 27 июня в Ленинградской области, разнообразна и насыщена. Среди актуальных тем саммита: образование и подготовка кадров для отрасли, лесное законодательство, лесной план, модельные леса, информационное обеспечение, инвентаризация лесов и т.д.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.044558048248291
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика