Новости:







03.12.2008 11:24    Версия для печати

Гринпис России направил в Рослесхоз замечания к проекту Лесного плана Московской области.


Гринпис России направил в Рослесхоз замечания к проекту Лесного плана Московской области и сопроводительное письмо, в котором говорится, что проект не соответствует действующему законодательству, ведет к нарушению конституционных прав граждан и должен быть переработан до направления его на утверждение в Минсельхоз.

Письмо подготовлено по результатам обсуждения проекта, состоявшегося в Гринпис 28 ноября 2008г. В обсуждении приняли участие представители Института лесоведения РАН, Биологического факультета и Факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова, Центра охраны дикой природы, Некоммерческого партнерства "Прозрачный мир", РОО "Правовой центр Родник", Природоохранного фонда "Верховье", Союза охраны птиц России, Клуба спортивных орнитологов "Птицы и люди", объединения "Космопоиск", кружка Всероссийского общества охраны природы, Дружины охраны природы Биологического факультета МГУ и заинтересованные частные лица. Замечания к проекту, касающиеся особо охраняемых природных территорий, были подготовлены Дружиной охраны природы Биологического факультета МГУ.


Замечания к проекту Лесного плана Московской области
(версии, размещенной на сайте Федерального агентства лесного хозяйства 7 ноября 2008 года
для ознакомления заинтересованных сторон)


Проект Лесного плана Московской области, разработанный московским филиалом ФГУП "Рослесинфорг" - "Мослеспроектом", содержит ряд положений, выполнение которых неизбежно приведет к нарушению закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду. Кроме того, проект содержит ряд положений, существенно нарушающих требования российского законодательства об особо охраняемых природных территориях, лесного законодательства, и требований, предъявляемых действующим законодательством к разработке лесных планов субъектов Российской Федерации.

К числу наиболее значимых недостатков проекта относятся следующие.

1. Проект Лесного плана Московской области создает условия для массовой застройки лесов Подмосковья, в первую очередь в районах, непосредственно примыкающих к городу Москве. Проект предусматривает выдвижение трех законодательных инициатив, направленных на максимальное ускорение и упрощение застройки лесов Подмосковья (в том числе коттеджными поселками и другими объектами, не связанными с использованием лесов для государственных и общественных нужд). Предусматриваются законодательные инициативы, обеспечивающие:

- перевод лесных земель в земли иных категорий, как одну из основ комплексного развития региона, в т.ч. влекущее снятие социальных проблем с лесными поселками, усадьбами, населенными пунктами, коллективными садами, лагерями отдыха и другими объектами, расположенными на землях лесного фонда;

- резервирование лесных земель для государственных нужд под малоэтажное, коттеджное строительство, линейной (транспортной и инженерной) инфраструктуры;

- строительство на арендованных лесных участках капитальных объектов, не связанных с созданием лесной и иных инфраструктур.

В совокупности эти три инициативы, если они будут реализованы, обеспечат возможность застройки капитальными объектами (в том числе коттеджами и дачами) практически любых лесов Московской области.

В соответствии с главой 2.3 проекта Лесного плана, предлагается передача лесных участков для осуществления рекреационной деятельностью на общей площади 196,1 тыс. га. В соответствии со ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построект (при этом понятие "временная постройка" действующим законодательством не определяется). С учетом установленных сроков аренды лесов для осуществления рекреационной деятельности, временной может считаться постройка, расчетный срок эксплуатации которой составляет до 49 лет - например, дачный домик или коттедж. Если же будет реализована законодательная инициатива по обеспечению возможности строительства на арендованных участках капитальных объектов - это обеспечит возможность застройки переданных в аренду для данной цели лесных участков любыми объектами.

Предлагаемое размещение лесных участков для осуществления рекреационной деятельности таково, что в ряде районов Московской области вообще не остается лесов, предназначенных для иных видов использования. В пределах кольцевой автомобильной дороги А-107, т.е. на расстоянии примерно до 40 километров от административной границы города Москвы, в западном, северном и южном секторах участков, не предназначенных для передачи под осуществление рекреационной деятельности, практически нт, в восточном секторе эти участки занимают незначительную площадь. Это означает, что реализация проекта Лесного плана Московской области фактически приведет к ликвидации лесопаркового защиного пояса Москвы как общедоступной территории, обеспечивающей конституционное право жителей Москвы и сопредельных городов и районов Московской области на благоприятную окружающую среду.

2. Проект Лесного плана Московской области не учитывает леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, как категорию защитных лесов "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях".
Лесной кодекс однозначно разделяет понятия "земли особо охраняемых природных территорий", и "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях". Из статьи 102 Лесного кодекса РФ однозначно следует, что в состав защитных лесов должны включаться леса особо охраняемых природных территорий вне зависимости от того, расположены они на землях особо охраняемых природных территорий или на землях лесного фонда.

Таким образом, леса на региональных особо охраняемых природных территориях Московской области должны быть учтены в составе категории защитных лесов "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях", а не в составе тех категорий защитных лесов, к которым они относились до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденные Приказом МПР России № 181 от 16 июля 2007 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 сентября 2007 г. № 10084) также предусматривают отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к защитным лесам.

Таким образом, то, что проектом Лесного плана Московской области леса, расположенные на региональных особо охраняемых природных территориях, учтены в составе иных категорий лесов, является прямым нарушением статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства природных ресурсов № 181 от 16 июля 2007 года.

3. Проект Лесного плана Московской области не учитывает статус заповедных лесных участков, выделенных до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации.

В лесном плане (согласно карте планируемого освоения лесов) большинство заповедных лесных участков, выделенных до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, отнесено к зоне, предназначенной для заготовки древесины. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.12.2007 № 498 "Об отнесении лесов к защитным, эксплуатационным и резервным лесам" устанавливается, что ранее выделенные заповедные лесные участки должны быть отнесены к категории защитных лесов "леса, имеющие научное или историческое значение". Тем самым устанавливается, что категорией защитных лесов, соответствующей ранее выделенным заповедным лесным участкам, являются леса, имеющие научное или историческое значение.

В соответствии со ст. 106 Лесного кодекса и приказом МПР от 22 января 2008 г. № 13, "в государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, лесах, имеющих научное или историческое значение, орехово-промысловых зонах, лесных плодовых насаждениях не допускается проведение рубок спелых и перестойных лесных насаждений для заготовки древесины". Таким образом, отнесение заповедных лесных участков, выделенных до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, к зоне, предназначенной для заготовки древесины, является нарушением статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации, и приказа Министерства природных ресурсов № 13 от 22 января 2008 г.

4. Проект Лесного плана Московской области не полностью учитывает существующие особо охраняемые природные территории Московской области. В частности, в проекте Лесного плана:

- совсем не учтены 14 особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников и памятников природы);

- совсем не учтены охранные зоны 38 особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- неправильно указаны границы 19 особо охраняемых u1087 природных территорий регионального значения;

- допущены нарушения режимов особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и заповедных лесных участков при проектировании размещения линейных сооружений.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. В соответствии со статьей 27 этого закона, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденными приказом МПР от 16.04.2007 № 184, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Таким образом, неполный и неправильный учет особо охраняемых природных территорий Московской области в проекте лесного плана является нарушением статей 24 и 27 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и приказа МПР РФ № 184 от 16.04.2007.

5. Проект Лесного плана Московской области не учитывает схему территориального планирования Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области № 517/23 от 11.07.2007, в части, касающейся создания особо охраняемых природных территорий.
Проект Лесного плана не предусматривает никаких ограничений на осуществление лесопользования на территориях, включенных в данную Схему. В частности, в Лесном плане не указаны проектируемые государственный природный заказник «Истоки реки Вьюлки» (Талдомский район, Дмитровское лесничество, Салтыково-Щедринское участковое лесничество), а также государственный природный заказник «Малинки» (Наро-Фоминский район, Подольское лесничество, Малинское участковое лесничество). По указанным заказникам, на основании заключений государственной экологической экспертизы материалов лесоустройства Талдомского и Краснопахорского лесхозов, в проект лесоустройства внесены дополнения, запрещающие рубки леса в кварталах, включенных в указанные проектируемые заказники.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 № 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации", лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации. Таким образом, отсутствие в проекте Лесного плана указаний на проектируемые особо охраняемые природные территории, включенные в схему территориального планирования Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области № 517/23 от 11.07.2007, является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 № 246.

6. Проект Лесного плана Московской области предусматривает проведение "рубок реконструкции", требования к которым, установленные Правилами ухода за лесами, противоречат ст. 17 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с проектом Лесного плана Московской области, предусматривается проведение рубок реконструкции в объеме 53300 м3. В соответствии с Правилами ухода за лесами, "при реконструкции малоценных лесных насаждений в защитных лесах предельные размеры участков одноприемной реконструкции не должны превышать 5 га (т.е. разрешаются сплошные рубки на площади до 5 га).

В соответствии со ст. 17 Лесного кодекса, "в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций" - то есть сплошные рубки здоровых насаждений, не утрачивающих свои полезные функции, запрещены, вне зависимости от того, являются они "ценными" или "малоценными". Все леса Московской области относятся к защитным лесам. Таким образом, включение в проект Лесного плана рубок реконструкции создает условия для нарушения требований статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации.

7. Проект лесного плана Московской области не предусматривает никаких мер по предотвращению или сокращению количества травяных палов вблизи лесных массивов и торфяников.
Проект Лесного плана Московской области не предусматривает вообще никаких мер по предотвращению или хотя бы сокращению количества травяных палов вблизи лесных массивов и торфяников. Травяные палы являются фактически главным, а в соответствии с официальной статистикой - одним из двух главных (наряду с неосторожным обращением граждан с огнем в лесу) источником лесных и торфяных пожаров. Без сокращения количества травяных палов эффективность любых других мер, направленных на снижение уровня пожарной опасности в лесах и на торфяниках Подмосковья, будет заведомо низкой. Таким образом, запланированные проектом Лесного плана мероприятия по охране лесов от пожаров (глава 2.5.1) заведомо малоэффективны в связи с отсутствием первоочередной меры, необходимой для обеспечения пожарной безопасности в лесах и на торфяниках.

8. Проект Лесного плана Московской области предусматривает искусственное лесовосстановление исключительно хвойных лесных пород.
В соответствии с таблицей 2.5.4.3, потребность лесного хозяйства Московской области в желудях дуба крайне незначительна (240 кг), а возможность заготовки желудей вообще не предусматривается. В соответствии с этой же таблицей, потребность в семенах других широколиственных деревьев, входящих в состав естественных лесов Подмосковья и характерных для лесорастительных условий Московской области (липы, клена, вяза, ясеня) вообще отсутствует. Если исходить из потребности в заготовке семян хвойных и широколиственных деревьев, доля последних в составе искусственно восстанавливаемых лесов планируется меньше, чем 0,1%. Если исходить из указанной возможности заготовки семян, восстановление широколиственных лесов вообще не предполагается. Таким образом, проект Лесного плана не предусматривает мер по восстановлению на территории Московской области лесов, по своему составу характерных для данной природной зоны (хвойно-широколиственных).

9. Проект Лесного плана Московской области не учитывает или не полностью учитывает некоторые категории лесов, которые, в соответствии с действующим законодательством, должны быть учтены в Лесном плане.
Картографические материалы и обзорные таблицы, входящие в состав проекта, не отображают данные по лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций (159,3 тыс.га), лесам Серебряноборского лесничества (1,7 тыс.га) и Озернинского ГЛОХ (24,8 тыс.га). Проект вообще никак не учитывает леса, расположенные на землях обороны, землях населенных пунктов (городские леса) и леса Завидовского заповедно-охотничьего хозяйства.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные планы субъектов Российской Федерации, предусмотренных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с чатью 2 статьи 83 Лесного кодекса, осуществление полномочий, указанных в части 1 этой статьи, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. № 520-р, включает все лесничества и лесопарки Московской области.

В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, лесничества и лесопарки образуются не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Таким образом, то, что проект Лесного плана Московской области вообще не учитывает леса на землях обороны и безопасности, на землях населенных пунктов и в границах Завидовского заповедно-охотничьего хозяйства, и не приводит данные по лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций, Серебряноборского лесничества и Озернинского ГЛОХ, является прямым нарушением Лесного кодекса и распоряжения Правительства РФ № 250-р от 25.

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


28.11.2008 09:19 /
Лесной план Приморского края представят в Минсельхоз РФ.
Проект документа в целом был одобрен выездной комиссией Рослесхоза в Хабаровске.


28.11.2008 10:48 /
В Гринпис России сегодня обсуждают проект лесного плана Московской области.
Целью обсуждения является подготовка замечаний и предложений, касающихся проекта плана, от неправительственных природоохранных организаций и других заинтересованных сторон.


27.11.2008 13:53 /
Проект Лесного плана Ленинградской области не успевает пройти утверждение в установленном правительством порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 217, лесные планы субъектов РФ должны быть утверждены до 1 января 2009г. Проект Лесного плана Ленинградской области, размещенный в неполном виде на сайте региональной администрации 26 ноября 2008г., в сроки рассмотрения и утверждения не укладывается. Как следствие, лесное хозяйство и лесопользование в регионе могут выйти за пределы правового поля.


25.11.2008 09:57 /
Минсельхоз РФ одобрил лесной план Брянской области.
Одним из главных плюсов регионального лесного плана стал проведенный анализ инвестиционной привлекательности зон освоения лесов.

На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.043759107589722
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика