В городе Томске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы".
В ней приняли участие представители образовательных учреждений, общественных организаций, фондов, природоохранных структур, а также сотрудники особо охраняемых природных территорий.
Основными организаторами конференции выступили Администрация и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. География участников простиралась от Москвы до Дальнего Востока. Общее количество участников составило около 300-х человек.
В Томске, возможно, впервые в России, начат эксперимент по внедрению экологического образования. Разработана программа экологического образования в школе, с 1 по 11 классы, появились специальные учебники. Кроме того, в Томске очень хорошо отработана система взаимосвязи образовательных учреждений и органов власти в лице департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды.
На конференции обсуждались особенности организации экологического образования на всех этапах, роль учреждений культуры и общественных движений в экологическом просвещении, экологическое образование для устойчивого развития.
В рамках конференции была организована работа 9-ти разных секций, участники которых рассмотрели актуальные вопросы и проблемы обеспечения непрерывного экологического образования. "Экообразование в начальной школе", "Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения", "Экообразование для устойчивого развития" - для каждой из этих и других тем нашлись свои заинтересованные слушатели и активные участники.
Отдельная секция конференции была посвящена вопросам организации экологического просвещения населения лидерами общественного движения. Участниками секции стали учителя, руководители общественных организаций и госструктур, сотрудники особо охраняемых природных территорий, представители СМИ.
Не случайно руководителем секции выступила Елена Васильевна Репетунова, эксперт проекта ПРООН/ГЭФ в Алтае-Саянском экорегионе. Многие проекты, реализуемые в рамках программы развития Организации объединённых наций и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) по сохранению биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона обеспечивают эффективное взаимодействие и сотрудничество различных образовательных учреждений, общественных организаций и природоохранных структур. В работе конференции приняло участие сразу 8 исполнителей проектов ПРООН/ГЭФ.
Был представлен положительный опыт по таким проектам, как: "Саянский экотур" (Саяно-Шушенский заповедник), "Автопробег друзей заповедных островов-2008" (Экоклуб АГУ), "Школа молодого госинспектора -2008" (Алтайский заповедник) и многим другим. По проекту "Cохранение биоразнообразия Горного Алтая путём организации подготовки профессиональных гидов-экскурсоводов для нужд ООПТ Республики Алтай" (Фонд устойчивого развития Алтая) на секции "Вузовское и послевузовское экологическое образование" были презентованы информационно-методические издания.
Томичи подвели итоги работы за 2 года. Главный итог – создана система экологического образования, воспитания и просвещения населения, уже активно работают 42 пилотные площадки. Многие вузовские и школьные педагоги говорили, что ребенка нужно правильно учить обращаться с внешним миром. Собравшиеся сошлись во мнении, что необходим школьный предмет «Экология» и его надо внедрить на федеральном уровне. Но когда вопрос будет решен, неизвестно.
- В сентябре в Общественной палате РФ обсуждалась новая стратегия экологического образования и воспитания. Томская область была представлена достойно. В области реализуется немало программ, они находят поддержку в департаменте природных ресурсов и в департаменте образования. В новой стратегии предполагается роль «первой скрипки» дополнительному образованию, - отметила педагог-методист Дворца творчества детей и молодежи Наталья Михайлова. - Экологический проект, который ребенок начинает в программе "Экополис", он заканчивает в детско-юношеском парламенте, участвуя в социально-экологическом проектировании, представляя свой опыт в Думе... Происходит формирование гражданской позиции на словах и на деле, дети видят результат своей деятельности.
- Процесс воспитания начинается в семье. В образовательном процессе экологическое образование должно присутствовать в полном объеме на всех уровнях. Наиболее эффективным способом уменьшения экологического риска является экологическое воспитание, - считает Ольга Кобзарь, зам. начальника комитета департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Проведённая конференция показывает, что подобное привлечение к обмену опытом разных организаций и структур только повышает её эффективность и значимость, способствует усовершенствованию эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности.