Новости:







27.10.2008 11:16    Версия для печати

Объем инвестиций в создание лесоперерабатывающих производств Красноярского края составит 116 млрд. рублей.

Об этом 24 октября на заседании правительственного Совета лесной отрасли, который прошел в Красноярске под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова, сообщил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. 

А.Хлопонин: О развитии мощностей по глубокой переработке древесины в Красноярском крае

Принято считать, что главным богатством Красноярского края являются полезные ископаемые. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Очевидно, что не менее значимым и перспективным ресурсом нашего региона является лес. Назову три основные причины этого:

Первое – в отличие от других видов сырья этот ресурс полностью возобновляемый. Второе – объем лесного фонда края составляет почти 160 млн. гектар или 70% территории края. Значительная часть этого фонда, более 40% - высококачественная древесина хвойных пород, пригодная для производства любого современного вида продукции. Запас промышленной древесины в крае составляет почти 11% от общероссийского. Третье – это наличие потенциала развития энергетических мощностей, необходимых, соответственно, для развития и функционирования лесоперерабатывающего комплекса. 


В то же время из 66-и млн. кубометров расчетной лесосеки реальное ее освоение в 2007 году составило в крае 10,2 млн. кубометров. То есть – около 15-и %. В среднем по  России  этот  показатель  составляет   порядка 29-и %.

Следует также отметить, что отрасль имеет очень высокую степень экспортной ориентированности. Впрочем, в этой связи нас больше беспокоит не сам факт, а структура этого экспорта, значительную часть которого составляет сырье с низкой степенью переработки.

Можно выделить три главные проблемы лесного комплекса края. Прежде всего – это слабое развитие отраслевой инфраструктуры. Я имею ввиду очень низкую степень обеспеченности региона лесовозными дорогами.

Еще один вопрос, требующий решения, – лесоустройство. Без проектирования лесных участков выставление их на аукционы попросту невозможно.

Третья проблема - отсутствие на территории края необходимого количества крупных перерабатывающих комплексов. Сегодня в регионе работают около сотни лесоперерабатывающих предприятий, среди которых крупными и обеспеченными современными технологиями можно считать меньше 10-и %. В совокупности эти производства перерабатывают 5,4 млн. кубометров из 10,2 млн. кубометров древесины, заготавливаемой в крае. Остальная направляется для переработки в другие регионы, а также на экспорт. К сожалению около половины нашего лесного сырья составляет основу для создания высокой добавленной стоимости за пределами региона.
Эту проблему мы начинаем активно решать. Но уже сегодня видим, что без развития отраслевой инфраструктуры новые перерабатывающие предприятия могут испытывать недостаток сырья.

Проблему лесодорожной инфраструктуры хочу проиллюстрировать следующими цифрами. В среднем по России обеспеченность лесовозными дорогами составляет 1,2 км на 1 тысячу гектар леса, в Сибирском федеральном округе этот показатель составляет 1,1 км. В то же время в наиболее перспективных для освоения районах Красноярского края – в Нижнем Приангарье – этот показатель равен всего 350-и метрам на тысячу гектар.  

Для преодоления перечисленных проблем в крае принята «Концепция и основные направления развития лесного комплекса до 2015 года». Перечислю эти направления.

Первое - меры государственной поддержки отрасли на уровне края. Краевым бюджетом поддерживаются 24 инвестиционных проекта в отрасли. Этим предприятиям предоставлены субсидии на возмещение процентов по кредитам.

Принят Закон края, предусматривающий освобождение от налога на имущество предприятий, осуществляющих переработку отходов при производстве биодизеля, биоугля, биогаза и других видов готовой продукции.

Общие затраты краевого бюджета в рамках прямой господдержки составят в ближайшие 3 года более 700 млн. рублей.

Второе – развитие инфраструктуры. Мы планируем к концу текущего года завершить разработку проектно-сметной документации по 2-м лесовозным дорогам. В планах – разработка ПСД еще на 4 дороги в Богучанском, Кежемском и Мотыгинском районах края. Общая их протяженность – 1065 км.

Третье – в крае разработан комплекс государственной поддержки новых экологичных технологий и проектов, направленных на обеспечение внутреннего рынка региона. Это в первую очередь производства, выпускающие строительные материалы высокого качества, плитную продукцию. Мощности такого рода предприятий предусматривают промышленное производство 1600-от малоэтажных жилых домов в год.

Четвертое – повышение производственного потенциала лесоперерабатывающей отрасли. Правительство Красноярского края разработало систему территориального планирования размещения новых производств на длительную перспективу. Это планирование предусматривает оценку всех возможностей отраслевого развития с учетом всех имеющихся ресурсов, включая наличие энергетических мощностей, обеспеченность кадрами, необходимой инфраструктурой.

Общий пакет инвестиций,  привлеченных в строительство перерабатывающих предприятий, составляет сегодня 116 млрд. рублей.

В рамках схемы территориального планирования в крае определены два ведущих центра роста отрасли – Лесосибирский и Богучанский лесопромышленные узлы. Этот выбор был предопределен двумя обстоятельствами. Енисейский район и город Лесосибирск, расположенный на его территории, являются крупнейшим и, можно сказать, историческим центром лесопереработки не только на территории края, но и в Сибири.

В хозяйственную орбиту этого узла будут дополнительно вовлечены лесные ресурсы самого Енисейского, а также Северо-Енисейского районов порядка 7-и млн. кубометров ежегодно. Богучанский узел охватывает территорию Нижнего Приангарья, включая юг Эвенкии. Здесь расположены основные запасы леса Красноярского края. Перерабатывающими предприятиями Богучанского узла будет востребовано более 7-и млн. кубометров древесины ежегодно. Развитие этого узла стало возможным в связи со строительством Богучанской ГЭС, моста через Ангару, железнодорожной ветки и автомобильной дороги с выходом на федеральную транспортную систему. Все эти объекты предусмотрены программой развития Нижнего Приангарья, смысл которой значительно шире, чем развитие только энергетики и металлургии.

Таким образом, только за счет создания производств в перечисленных территориях освоение расчетной лесосеки в крае вырастет более, чем в 2 раза и составит почти 35% в сравнении с сегодняшними 15-ю.

Концепция развития лесного комплекса края скоординирована со Стратегией развития лесопромышленного комплекса страны до 2020 года. В рамка этих документов в крае сегодня создается 4 крупных производства. Модернизация действующего комбината в Енисейском районе – стоимость проекта 515 млн. рублей.

Строительство фанерного комбината в городе Сосновоборске стоимостью 3,8 млрд. рублей. Строительство лесохимического комплекса в Лесосибирске стоимостью 31 млрд. рублей и производительностью 900 тысяч тонн целлюлозы в год. Самый дорогой проект – Богучанский. Стоимость комплекса – 73 млрд. рублей. Предприятие будет выпускать 850 тысяч тонн целлюлозы, 700 тысяч тонн крафт-лайнера, 950 тысяч тонн пиломатериалов.

Отмечу, что в федеральном Министерстве промышленности и торговли вчера рассмотрен и одобрен еще один краевой проект. Это крупнейший в Сибири завод по производству деревянных строительных конструкций в Минусинске, стоимостью 7,5 млрд. рублей. Еще один проект находится на рассмотрении.

Их реализация позволит вовлечь в оборот лесные ресурсы не только северных территорий края, а также центральных и южных районов.
Все новые производства соответствуют современным экологическим требованиям. Их продукция в значительной степени покроет потребности внутреннего краевого рынка.

Мы готовы вкладывать средства регионального бюджета в развитие лесной отрасли. Серьезный, деятельный интерес проявляют и представители крупного российского и зарубежного бизнеса. Но специфика развития отрасли такова, что без эффективной поддержки со стороны государства регионы не могут добиться необходимой динамики в короткие сроки.

В первую очередь это касается вопросов инфраструктуры. Отсутствие лесовозных дорог в наибольшей степени сдерживает развитие всего лесопромышленного комплекса края. Общая потребность в финансировании мероприятий по проектированию и строительству указанных дорог в период до 2016 года составляет 21,3 млрд. рублей.

Замечу, что это основа инфраструктуры, поскольку дальнейшее ее развитие будет происходить через привязку целой сети вспомогательных лесохозяйственных дорог, которые будут строиться уже непосредственно лесопользователями.

Федеральным агентством лесного хозяйства впервые предложена новая (на наш взгляд – перспективная) схема реализации такого рода проектов. Она заключается в их софинансировании, и мы уже готовим проект соглашения региона с Рослесхозом. Наше предложение – установить софинансирование в размерах: 40% - краевой бюджет, 60% - федеральный.

Прошу поддержать это предложение и включить в список поручений утвердить такое соотношение соответствующим правительственным решением. Еще одно серьезное ограничение связано с вопросами лесоустройства.

Общая потребность края в лесоустроительных работах составляет 3,8 млрд. рублей. Обращаю Ваше внимание, что это не ежегодная, а именно общая, рассчитанная на длительный период,  потребность. Ежегодные затраты мы оцениваем примерно в 200 млн. рублей.
Однако, в Лесном кодексе нет четкого закрепления полномочий по финансированию этих работ. По сути на территории субъектов лесоустройство является реализацией федерального заказа по организации использования лесов, поскольку лесных участков в собственности у субъектов просто нет.

Федеральное финансирование на эти цели выделялось в 2007 году в размере 17 млн. рублей. С 2008 года лесоустройство вынужденно финансируется краевым бюджетом в рамках ведомственной целевой программы в объемах не более 30-40 млн. рублей ежегодно.
В связи с этим прошу поддержать наше предложение о внесении изменений в статью 83 Лесного кодекса. Суть изменения – законодательно закрепить, что лесоустройство является переданным полномочием Российской Федерации субъектам РФ и соответственно финансируется за счет субвенций федерального бюджета. Разумеется, необходимо и увеличение размера субвенций на проведение лесоустройства.

Опыт показывает, что наибольшего успеха можно добиться путем объединения усилий бизнеса, региональной и федеральной власти. Уверен, что решения, принятые сегодня, станут подтверждением этой прагматичной формулы.

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


22.10.2008 10:52 /
ООО «Уралбумага» (Пермский край) разработала инвестиционный проект «Организация лесозаготовок для модернизации картонно-бумажного производства и производства гофроупаковки».

Общий объем инвестиций составит порядка 80 млн. долларов США.



21.10.2008 17:59 /
На реализацию в Пермском крае проекта «Развитие Добрянской лесоперерабатывающей зоны» потребуется 5,4 млрд. руб.

Проект может получить из инвестиционного фонда РФ 988 млн. руб. на создание инфраструктуры, еще 600 млн. руб. выделит бюджет Пермской области. Остальные средства вложит инвестор – ООО «Добрянский лесоперерабатывающий комбинат».



20.10.2008 13:23 /
Инвестиционный совет Правительства Красноярского края поддержал ряд проектов лесной отрасли.

16 октября 2008 года, председатель Правительства края Эдхам Акбулатов провел заседание Инвестиционного совета, на котором было принято решение о целесообразности предоставления государственной поддержки в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов, четырем предприятиям лесной отрасли.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.050803899765015
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика