Новости:







14.10.2008 15:44    Версия для печати

Руководитель Рослесхоза на совещании в Алтайском крае: Вывоз круглого леса за границу недопустим.

Состоялось выездное совещание руководителя Федерального агентства лесного хозяйства в с. Ларичиха Тальменского района Алтайского края по вопросам лесного планирования в развитие Лесного кодекса РФ, охраны лесов от пожаров и нелегального оборота древесины. 

Вел совещание руководитель Федерального агентства лесного хозяйства А. И. Савинов. В совещании приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. В. Квашнин, Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин, начальник ФГУ «Авиалесоохрана» Н. А. Ковалев, начальник управления агентства А. А. Ермоленко, помощник руководителя агентства Е. М. Атаманкин, начальник департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу А. М. Гура, заместители руководителей регионов, руководители лесных департаментов регионов. 


Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин рассказал о развитии экономики края: 
- И в лесной отрасли, и в других отраслях реализуются емкие инвестиционные проекты. Через несколько дней будет запущен проект «Алтайский бройлер». Если в Ларичихе емкость проекта составляет 850 млн. руб., то по «Алтайскому бройлеру» она составит более 3,2 млрд. руб. Завершается реализация крупнейшего проекта строительства комплекса по производству растительного масла. Всеми видами этой продукции мы закроем потребности Сибири. Есть крупные инвестиционные проекты в машиностроительной отрасли, в сельском хозяйстве мы начали строительство самого крупного от Урала до Дальнего востока молочного комплекса на 2200 голов скота. Через несколько дней запускаем молочный комплекс в Троицком районе на 1200 голов, ему нет равных в Сибири по уровню технической оснащенности, по технологиям, которые там будут применяться. 

Завод по производству ламинированной плиты, который вы видели, имеет свое продолжение и в глубину, и в ширину. Переработка тонкомера – одна из сложнейших проблем на лесных предприятиях. Первый этап углубления переработки – выпуск ламинированной плиты, дальше – строительство комплекса по сборке мебели на базе этой плиты. Это еще больше повысит степень переработки. 

Такого рода инвестиционная политика благотворно сказывается на экономике и бюджетной сфере края. Почему возвращаюсь к бюджетной сфере? Когда мы в 2005 году думали, куда направить средства нашего весьма скромного бюджета, раздавались и сейчас раздаются голоса, что государство не должно вкладывать бюджетные средства в сектор реальной экономики, потому что у нас огромные проблемы в социальной сфере. Мы не согласились с таким подходом. И сегодня убедились, что наш выбор был правильным. Заканчиваем 2008 бюджетный год, и, несмотря на нашу отраслевую специфику экономики, за 3 года бюджет увеличился в 2 раза. Сейчас выносим бюджет на 2009 год, его параметры по доходной части против уровня 2008 года выросли на 40%. И мы ставим задачу следующего удвоения бюджета добиться не через 3, а через 2 года. Это даст возможность расширить инвестиционную программу и больше средств вкладывать в развитие социальной и инфраструктурной сфер. В следующем году вложение инвестиций в инфраструктуру будет увеличено вдвое. Это имеет отношение и к «Алтай-Форесту» - дорога, газификация. Это то, что экономисты называют мультипликативным эффектом. 

По теме сегодняшнего совещания свою позицию выскажу одной фразой: главный путь борьбы с нелегальным оборотом древесины – расширение и поддержка легальных производств. Административные, уголовные меры – факультативны. Главное – поддержка производителя, который ведет бизнес по правилам, установленным государством, в понятной нам форме. 

Руководитель Рослесхоза А. И. Савинов: 
- Мы проводим подобные совещания по всем федеральным округам, но повестка этого несколько отличается. А. В. Квашнин был абсолютно прав, когда дополнил ее вопросами охраны леса от пожаров и борьбы с незаконным оборотом древесины. И он единственный из руководителей окружной федеральной власти, кто принял участие в нашем совещании. Он хочет, чтобы в отрасли был наведен порядок, чтобы она давала доходы. Я благодарен за заинтересованность в нашей проблематике. 

Лес в нашей отрасли используется неэффективно. Чтобы реализовать планы государства, необходима заинтересованность в них субъектов федерации. До 1 января 2009 года все субъекты РФ должны утвердить лесные планы и лесохозяйственные регламенты, чтобы Лесной кодекс начал работать. А отодвигать введение в действие кодекса в полном объеме мы не будем. Если регион не успеет подготовить документы, то лесной комплекс в нем будет стоять. Те, кто должен работать в лесу, не смогут это делать. И ответственность ляжет на исполнителей планов и регламентов. Федеральное агентство  лесного хозяйства интенсивно проверяет лесные планы, привлекая для этого ученых. Задача поставлена жестко, планы должны соответствовать рекомендациям. Недоработанный лесной план возвращается. Если руководитель регионального департамента второй раз получит план на доработку, то мы будем пояснять губернатору, что такой руководитель не может управлять отраслью. 

Первое, что должно быть в лесном плане: учет сырья должен проводиться с прицелом на загрузку перерабатывающих предприятий. Все сырье должно перерабатываться. Если рядом есть ЦБК, домостроительный комбинат, такой завод, какой мы сегодня увидели в «Алтай-Форесте», то они должны быть в первую очередь обеспечены сырьем. Баланс сырья и мощности перерабатывающих предприятий регионов нам известны. У нас до сих пор за границу везут круглый лес, ведутся разговоры, что мы не в силах переработать весь лес. Сможем. А. В. Квашнин правильно заметил, что каждый регион должен иметь такой завод, как в Ларичихе. Если регион не в силах переработать весь заготовленный лес, то он должен направляться на заводы, работающие в соседних регионах. Первый заместитель председателя правительства РФ В. А. Зубков считает, что максимальные площади лесов должны быть переданы в аренду. Если есть у Н. Т. Бушкова база переработки, то ему в аренду нужно передать столько леса, сколько нужно для загрузки мощностей. Но арендатор должен следить за порядком в лесу: не допускать пожаров и незаконных рубок. Когда проводятся аукционы, нужно следить, чтобы участки не достались проходимцам. Если арендатор не выполняет условий договора – это повод для его расторжения. В лесу работать трудно, но добровольно его не бросают. Значит, прибыль он приносит. 

Второе. В лесном плане должно быть отражено зонирование по видам пользования. Преобладают лесозаготовки, но возможны и охота, и сбор ягод и т. д. Вид пользования должна определять экономическая целесообразность. Но лес должен жить, должен рубиться – рубки ухода, санитарные рубки и т. д. Это тоже должно быть отражено в плане. 

Третье. Нужно отслеживать, чтобы арендаторы вели рубки не клочками или у населенных пунктов, а там, где это определено специалистами. Но для этого нужно строить дороги. Должна быть разработана схема освоения лесов. Строительство дорог должно быть оправдано дополнительным ресурсом. Около 2,5 млрд. руб. будет выделено на строительство лесных дорог в регионах. В первую очередь эти средства получат регионы, которые имеют ресурсный потенциал. Зачем строить дороги на юге России в безлесных регионах? А в Красноярске, Томске – нужно. В Алтайском крае убеждают, что и им нужны лесные дороги. В республике Коми, в Архангельской, Вологодской областях тоже необходимо строить дороги. Только строительство дорог может дать дополнительно 200 млн. кубометров древесины. А Россия за год столько набирает. То есть будет удвоение объемов. В советские времена 400 млн. кубометров в год готовили. Тогда и дороги строили, и зимой лесозаготовками занимались. По европейской части до 70% рубок проходило зимой. Сегодня из-за погодных условий этого не происходит. И у нас остается один путь – строительство дорог. 2,5 млрд. руб. – это первый шаг. Хочу заметить, что новый Лесной кодекс оставляет федеральной власти достаточно полномочий для контроля и понуждения регионов к хорошей работе. То, что мы увидели в Алтайском крае – не показуха. Нам понравились подходы в ведении лесных дел. Дороги нужны не только для доступности лесосек. Они помогут и в тушении пожаров, и в борьбе с вредителями и болезнями, и людям, живущим в лесных поселках. Александр Богданович Карлин сказал, что дорога в Ларичиху – плохая. А если сделать хорошую дорогу, то решится много социальных проблем: доступность скорой помощи, подвоз товаров и т. д. 

Четвертое. Лесовосстановление. Лесосеменные участки, семенные плантации должны охраняться и контролироваться. Мы приняли решение на следующий год выделить 600 млн. руб. По всем лесорастительным зонам страны будет построено около 50 комплексов, которые будут заниматься заготовкой семян, сушкой, обработкой, хранением. На кождый лесосеменной комплекс затратим в пределах 60-65 млн. руб. Нам нужен качественный семенной материал. 

Пятое. Необходимо обеспечивать экономическую эффективность. Цены на древесину и арендная плата по регионам сильно колеблются. Некоторые регионы, занижая их, еще и собственные средства в лесное хозяйство не вкладывают. Получил в бюджет 100млн. руб. от леса – и ни копейки не вложил. Мы провели такой анализ. Хочу заявить: регионы-потребители получат адекватный результат. Федеральные средства будут распределяться пропорционально региональным вложениям. Мы будем утверждать только качественные лесные планы. То же и по регламентам. До 1 января необходимо переоформить арендные договоры. Некоторые представители субъектов федерации заявляют, что не могут потребовать от арендатора выполнения лесохозяйственных мероприятий. Но эти условия должны быть обозначены в договоре. Не выполняет их арендатор – либо договор аннулируется, либо к нему применяются штрафные санкции. 

Начальник департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу А. М. Гура: 
- Нельзя ли по сырью решить так: сначала им обеспечивается местный производитель, во вторую очередь – производитель из соседнего региона и уже в третью очередь производить отправку за пределы округа? 

А. И. Савинов: 
- Мы именно так и считаем. Вывоз круглого леса за границу недопустим. Пусть лучше он на корню останется. Конечно, рубки необходимы. Но, если в регионе не наладили переработку, - пусть стоит. Неизбежна критика. Переживем. Но добьемся главного – экономического эффекта. И наше присутствие в Алтайском крае определено налаженной в нем политикой лесных отношений. Для проведения совещания мы выбрали Алтай по его работе, по его заслугам. А теперь представители регионов должны доложить о подготовке лесных планов, о ситуации с пожарами и незаконными рубками. 

М. В. Ключников, начальник управления лесами Алтайского края: 
- Лесной план Алтайского края, согласно графику, утвержденному Рослесхозом, 18 сентября размещен на официальном сайте Алтайского края для всеобщей доступности и направлен в Рослесхоз. График выдерживаем. По направлениям нашего плана. Размер разрешенного общего пользования по древесине составляет 5,5 млн.кубометров в год. Прирастает ежегодно 9 млн. кубометров. Используется 2,6 млн. кубометров. Есть резерв увеличения использования лесов. Для этого мы видим 2 пути. Первый – дороги. Без них мы не обойдемся в салаирской группе лесничеств и в предгорье. В советское время дороги там строились, леса эксплуатировались. Сейчас сеть дорог недостаточная, мосты разрушены. Нам необходимо 3 млрд. руб. на строительство дорог. Если мы построим 433 километра дорог, то получим 1 млн. кубометров дополнительного лесопользования в год. В этих лесах древесина невысокого качества, поэтому вторым направлением работы является обеспечение переработки. Мы считаем, что субъект федерации и бизнес должны взять на себя строительство заводов, а федерация поможет со строительством дорог и других инфраструктурных объектов. Это один путь увеличения использования расчетной лесосеки. Есть еще один. В Приобье находятся самые продуктивные в Западной Сибири сосняки. Площадь этих лесов занимает 1,1 млн. гектаров, запас на этом участке составляет более 100 млн. кубометров. Но мы не используем почти 600 тыс. кубометров древесины лиственных пород. Дорожная сеть – удовлетворительная, тяжело, но вывозить лес можно. В Приобье необходимо строить завод, который будет способен низкотоварную древесину перерабатывать в высоколиквидный товар, тем самым мы получим дополнительный источник поступлений в бюджеты края и России. Подобные проекты в нашем Лесном плане есть. Пусть они долгоокупаемые, но их необходимо осуществлять. В отношении лесосеменной базы замечу: очень нам не хотелось бы терять то, что наработано в крае. К сожалению, вам не удалось посетить наш основной центр семеноводства в Озерках. Это площадка для работы институтов, там проводятся международные конференции. Мы имеем достаточно сильную базу, в том числе – и сушильного хозяйства. Мы дали ответ Рослесхозу, что готовы на территории края создать крупную лесосеменную базу, и, при условии вложения федеральных средств ее нужно развивать. Это необходимо краю, особенно приобским и ленточным борам, нуждающимся в улучшенном посадочном материале. Специалисты, научные кадры у нас есть. Нужны только финансы. Рассчитывать, что арендаторы смогут сделать серьезный рывок в этом деле не приходится. Проблема самовольных рубок в нашем крае – фоновая. Они составляют 0,4% от общей заготовки древесины. По России – 10%, по Сибирскому федеральному округу – 12%. Для нашего края характерно то, что 75% незаконно срубленной древесины приходится на один район. Там проводятся оперативные мероприятия силовыми структурами. Люди, занимающиеся незаконным бизнесом известны, но пока находятся на свободе. Мы надеемся, что дело будет доведено до логического завершения. Профилактика лесонарушений проводится достаточно успешно, поэтому считаю, что дорогостоящие пункты обмера древесины для нашего края не актуальны. У нас есть лесная милиция, много лет работающая при ГУВД, мы дорожим этим подразделением, осуществляющим совместно с лесной охраной мероприятия по пресечению незаконных рубок. Его численность составляет 41 человек. Мы просим руководство края увеличить подразделение до 62 единиц. По решению Губернатора у нас будет 258 госслужащих, которые будут обладать всеми правами госслужбы и государственной лесной охраны. Если эти права дополнить лесной форменной одеждой и оружием, то мы сможем держать ситуацию под полным контролем. Самая сильная противопожарная служба в крае – у лесников. Мы располагаем высококвалифицированными специалистами, сетью ПХС, а главное, что мы сделали и что заложено в Лесном плане и лесохозяйственных регламентах, - это генеральные проекты обустройства лесного фонда. По каждому лесничеству предусмотрено сколько и где будет водозаборов, цистерн, скважин, ПХС с определением их комплектации, наблюдательных вышек, пожарных машин, исходя из конкретных условий. В этом году лето было сухим. По количеству лесных пожаров есть рост, но на один случай приходится 0,81 гектара – это один из лучших показателей по округу, да и по России. Только за последние 2 года мы приобрели более ста конверсионных автомобилей. Смогли обновить и увеличить парк до 350 пожарных машин. Этой силы достаточно, чтобы контролировать ситуацию. Да, были сложны 1997, 1999 годы. Крупные лесные пожары заходили 6-7-километровым фронтом, в основном, со стороны Казахстана, а мы в то время не могли перейти границу, чтобы предупредить прохождение огня через границу. Но теперь мы имеем практику борьбы и с такими пожарами. 

А. И. Савинов: 
- В Алтайском крае контроль за лесом ведется с вышек видеокамерами. На ПХС на мониторе ситуацию отслеживают, имеют возможность точно определить местонахождение очага возгорания. Реакция моментальная, и мы хотим, чтобы так было во всех регионах. Что хочу заметить в отношении незаконных рубок. В Удмуртии заменили 3-х глав районных администраций и, соответственно, 3-х руководителей лесхозов там, где лес воровали. Сейчас там ситуация неплохая, так же, как в Алтайском крае. Нужна только сила воли руководителей лесных департаментов. А мы будем этот вопрос жать.
 

Стенограмма совещания предоставлена Управлением лесами Алтайского края 

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


08.10.2008 11:17 /
В ближайшие десять лет лесной комплекс Карелии будет развиваться по Плану.

По новому Лесному кодексу каждый регион России в этом году должен представить собственный Лесной план - своеобразную «конституцию» по ведению лесного хозяйства сроком на 10 лет. Карелия тоже разработала свой Лесной план, о котором 6 октября участникам оперативного совещания Правительства республики рассказал министр лесного комплекса Владимир Юрьев.



08.10.2008 12:30 /
Лесной план Кировской области будет представлен в Рослесхозе 10 октября.

C 15 по 30 сентября специалисты областных департаментов лесного хозяйства, экономического развития, промышленного развития Кировской области, а также работники КОГУП «Кировлес» провели доработку проекта лесного плана Кировской области.



07.10.2008 16:34 /
В Самарской области разрабатывается Лесной план.

3 октября состоялось рабочее совещание министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова с представителями лесной службы, посвящённое разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств Самарской области.



03.10.2008 17:08 /
Министр природных ресурсов Красноярского края рассказал руководителю Рослесхоза о Лесном плане края.

Сегодня, 3 октября, министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Андрей Гнездилов принял участие в совещании под председательством руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Алексея Савинова, которое прошло в городе Барнауле.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.041483879089355
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика