Новости:







11.08.2008 14:34    Версия для печати

Первый заместитель министра лесного комплекса Карелии Владимир Матросов: Дорога лес возит


Известное выражение «Дорога лес возит» особенно хорошо знакома лесникам. Сухая хорошая дорога в летний период и прочная «ледяная» трасса зимой – главный успех при заготовке и вывозке древесины. О том, как обстоят дела в республике с развитием дорожной инфраструктуры в лесу, рассказывает первый заместитель министра лесного комплекса Карелии Владимир Матросов. 

- Владимир Григорьевич, существует ли целевая программа по развитию лесовозных дорог?
- К сожалению, пока такой программы нет. С учетом того, что для вывозки леса часто используются дороги общего пользования, весьма важным представляется реконструкция именно этих дорог, находящихся в республиканской собственности. Увы, по данным Росавтодора, доля дорог регионального и муниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в нашей республике составляет 75 процентов.
В связи с этим еще в 2006 году была принята региональная программа по развитию дорожного хозяйства Карелии до 2015 года. Основные мероприятия программы направлены на ремонт автодорог, в том числе и транзитных, проходящих через населенные пункты. Предусмотрен также ремонт мостов. Все это должно сказаться на снижении расходов лесозаготовителей при доставке готовой продукции на перерабатывающие предприятия. 

- Работа лесозаготовительной отрасли на протяжении последних лет показывает: результаты объемов заготовки и вывозки прямо зависят и от погодных условий. Нет морозной зимы – нет в лесу устойчивых дорог…
- Да, и минувшая зима это в очередной раз подтвердила. У большинства наших лесозаготовительных предприятий отсутствует необходимая сеть дорог, которые можно было бы использовать для вывозки леса круглогодично. Вспомните, почему раньше март считался самым ударным месяцем на заготовке леса? К этому времени зимние лесовозные дороги прочно «стояли», и это позволяло не только выполнять, но и перевыполнять планы. Нынешние, теплые зимы не позволяют лесозаготовителям эффективно работать. Кроме того, эксплуатация современных автомобилей - сортиментовозов на вывозке лесоматериалов также выдвигает на первый план особые требования к качеству строящихся и к состоянию уже действующих лесовозных дорог. 

- И все-таки дороги в лесу мы строим?
- В прошлом году в республике было построено 290 километров лесовозных дорог. Для сравнения скажу, что в 2006 году было построено 260, в 2005 – 200 километров. Несмотря на то, что «километраж» строящихся дорог увеличивается, отмечу, что до нормативной потребности строительства лесовозных дорог – 540 километров в год – нам еще работать и работать. Учитывая тот факт, что в соответствии с действующим с 1 января 2007 года Лесным кодексом РФ на арендаторов лесфонда возлагаются дополнительные затраты по охране, защите и воспроизводству лесов, они не смогут самостоятельно и в полном объеме строить дороги. Как при этом говорить о полном освоении расчетной лесосеки? 

- Какой ситуация с дорогами в лесу была бы нормальной для эффективной работы?
- Важнейший элемент как мы говорим, технической доступности освоения лесов и экономически эффективной заготовки древесины – сеть дорог общего пользования и лесовозные дороги. Мы в республике используем для перевозки лесных грузов федеральную трассу Санкт-Петербург – Мурманск, а также дороги республиканского и районного подчинения. Наши лесовозные и лесохозяйственные дороги протянулись на 17 тыс. километров. Сейчас густота дорожной сети в республике составляет 2,4 километра на 1000 гектаров лесной площади. Для оптимального лесопользования необходимо иметь густоту дорожной сети от 10 до 15 километров на 1000 гектаров леса. В зоне промышленной эксплуатации такой норматив составляет в среднем 10 километров, а в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства – 15 километров на 1000 гектаров.
Ситуация сейчас складывается так, что основные запасы спелых и перестойных лесов сконцентрированы в наименее обеспеченных лесовозными дорогами лесничествах. Сейчас около половины лесов доступны для эксплуатации в лесах Медвежьегорского, Пряжинского, Питкярантского и Сортавальского лесничеств. Опять же в связи с неразвитостью дорожной сети в лесах Пяозерского, Пудожского и Калевальского лесничеств технически доступная лесосека не превышает 40 процентов от расчетной. А ведь здесь сконцентрированы значительные запасы спелых и перестойных лесов. Только по этим лесничествам необходимо построить в ближайшие 25 – 30 лет не менее 4,2 – 5,1 тыс. километров дорог. То есть здесь необходимо строить не 170 километров в год. 

- Владимир Григорьевич, сегодня основная доля лесных платежей за пользование лесными ресурсами поступает в федеральный бюджет. Не было бы справедливее, если бы и дороги в таком случае в лесу строились бы за счет федерального бюджета?
- Думаю, что часть затрат на строительство лесовозных и лесохозяйственных дорог должен нести и федеральный бюджет. Безусловно, необходимо принятие государственной целевой программы по развитию дорожно-сетевой инфраструктуры. Это важно еще и потому, что построенные дороги будут использоваться не только лесопромышленниками. Необходимо решить вопрос о долевом участии в совместном финансировании как частного капитала, бюджетов субъектов, так и бюджета Российской Федерации.
Правительство России неоднократно заявляло о готовности оказывать финансовую поддержку регионам в обустройстве лесной инфраструктуры и строительстве лесных дорог. На эти цели в Инвестлесфонде предусмотрено около 1 млрд. рублей. Для получения финансовых средств нам предложено подготовить конкретные проекты по развитию инфраструктуры и строительству лесных дорог. Сейчас мы над этим работаем. 

- Учитывая затратность таких проектов, предусматривает ли правительство страны при этом предоставление каких-либо льгот?
- Постановлением правительства России «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, которое принято в июне прошлого года, предполагается предоставление налоговых льгот и мер государственной поддержки инвестиционным проектам, направленным на создание новых крупных производств по переработке древесины на территории страны.
Учитывая то, что на территории нашей республики уже созданы достаточные производственные мощности по переработке древесного сырья, для нас более актуальным является создание условий для привлечения инвестиций не только в реконструкцию и техническое перевооружение действующих перерабатывающих предприятий, но и в развитие дорожной инфраструктуры.
 

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


11.02.2008 18:07 /
Карельские лесозаготовители увязли в бездорожье

В 2008 году в Карелии может произойти очередной спад объемов лесозаготовок.



30.01.2008 18:28 /
В Коми к июню 2008 года будет разработана схема строительства лесовозных дорог региона

Схема строительства лесовозных дорог Коми будет разработана к июню текущего года, сообщил руководитель Комитета лесов республики Василий Обухов.



25.01.2008 11:14 /
Генеральная схема строительства лесовозных дорог Коми будет разработана к июню

Схема строительства лесовозных дорог республики будет разработана к июню, - сообщил руководитель Комитета лесов Республики Коми Василий Обухов.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.030190944671631
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика