Новости:







15.04.2008 14:16    Версия для печати

10 апреля состоялась Лесная коллегия МПР России

Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления В.П.Рощупкина на Лесной коллегии МПР России об исполнении полномочий субъектами РФ: подготовка к пожароопасному сезону, лесной контроль, лесной реестр, лесное планирование. 

1. К настоящему времени завершена работа по подведению итогов исполнения переданных полномочий в 2007 году. 
Оценка проводилась по девяти целевым прогнозным показателям на базе статистической отчетности и материалов проверок. 
Результаты таковы. 

Наилучшие показатели достигнуты в Вологодской, Костромской, Владимирской, Свердловской, Нижегородской области, а также в Красноярском крае. 
Неудовлетворительные результаты, попросту говоря «двойки», в 17 регионах; в основном из ЮФО и ДФО. 
Самые худшие результаты в Пермской крае и в Рязанской области. 
По всем остальным регионам ситуация, скажем так, от «тройки» до «четверки с минусом». Вряд ли эти результаты нас с вами удовлетворят. Обратимся к проблемам текущего года. 
2. Ситуацию с исполнением полномочий по первым месяцам текущего года можно оценить, как весьма неоднозначную. В части охраны лесов от пожаров ситуация и вовсе тревожная. 
● Подготовка к пожароопасному сезону проводится неудовлетворительно. В целом уровень готовности не превышает 50 %. 

В частности, площадь контролируемых выжиганий сухого надпочвенного покрова снизилась на 20% по сравнению с прошлым годом и составляет всего ¼ от объемов 2005-2006 гг. 
Наиболее низкий уровень готовности отмечается в Иркутской, Ульяновской, Самарской и Кемеровской области, а также в Республике Мордовия. 
Совместная проверка с участием прокуратуры, проведенная в Приморском крае, показала характерные упущения: лесопожарная техника и инвентарь до сих пор не готова, и даже не передана исполнителям; упомянутые выше контролируемые выжигания вообще не проводились. 
В результате всех подобных недоработок количество пожаров в целом по лесному фонду увеличилось в 2,6 раза, а площадь, пройденная огнем, в 11 раз. 

Наиболее тревожная ситуация в Забайкалье, на которое приходится сегодня 2/3 всех лесных пожаров России! 
При этом отдельные регионы (республики Бурятия и Хакассия, Хабаровский край) не включают в отчетность даже данные о крупных лесных пожарах, фиксируемых космическим мониторингом. 
Хотел бы напомнить, что еще в самом начале года мы договорились: средства резервного фонда не будут предоставляться тем регионам, которые не обеспечили надлежащее исполнение функций охраны лесов от пожаров. 
● Обращу внимание на еще одно важное обстоятельство: 98% лесных пожаров текущего года возникло по причине неконтролируемых выжиганий травы, а также перехода огня из полос отвода железных и автомобильных дорог. Контроль исполнения комплекса противопожарных мероприятий по данным направлениям еще с 2005 года возложен на Росприроднадзор. Фактически он не осуществляется. В этой связи наши рекомендации администрациям регионов: загружайте коллег из Росприроднадзора конкретной информацией по всем таким фактам; в том числе – готовьте за них проекты предписаний сельхозпредприятиям, дорожникам, арендаторам. Мы говорим на эту тему не первый год, однако, сдвигов, к сожалению, нет… 
● Организация лесного контроля. В большинстве регионов заключены соглашения о взаимодействии администраций регионов с правоохранительными, таможенными и налоговыми органами, образованы совместные постоянно-действующие комиссии и рабочие группы; в том числе на уровне отдельных районов. Очевидно, что все это не заменит регулярную систематическую работу лесного контроля как такового. Между тем, его формирование затягивается. В регионах работает всего 12,3 тыс. инспекторов, то есть порядка ¼ от заявленного. 

Не завершена также отладка необходимых организационно-правовых механизмов. К примеру, в Приморском крае численность инспекторов всего 46 человек против 1386 в 2004 году. 
В результате этого: 
– выявляемость лесонарушений составляет 34%; 
– по выявленным случаям только 11% доводится до логического конца. 
Напомню также, что материалы по нарушениям, выявленным в ходе дистанционного мониторинга в 19 субъектах РФ, были направлены в регионы. К сожалению, должных мер принято не было. В частности, было взыскано всего 26% от выявленного ущерба. Хуже всего отработали данные дистанционного мониторинга в республиках Карелия и Бурятия, а также в Пермском крае, в Тверской, Томской, Иркутской и Кировской области. Обращу внимание, что все эти материалы переданы одновременно в правоохранительные органы. Так что, по итогам года кто-то непременно понесет ответственность: либо нарушители, либо чиновники на местах, не принявшие необходимых мер. 
● Организация лесопользования. По причине задержек с отводом лесосек и выпиской лесорубочных билетов в начале года заметно (от 20 до 70 %!!) снизились объемы заготовки древесины. Имеют место задержки в переоформлении договоров аренды. Эти упущения отмечены в Новосибирской, Тверской, Тульской, Ивановской, Псковской, Свердловской области, а также в Приморском крае. 

Отмечаются нарушения в организации проведения аукционов, а также факты заключения договоров купли/продажи вообще без аукционов (Иркутская, Саратовская, Орловская области). Назначение санитарных рубок и рубок ухода зачастую проводится без должного обоснования, а также с явными нарушениями правил и нормативных требований (Иркутская, Астраханская, Орловская, Саратовская области). 

● В ряде регионов не решены вопросы организации выполнения лесохозяйственных работ. В Рязанской области аукцион на выполнение этих работ не объявлен. В некоторых регионах сроки проведения таких аукционов неоправданно затянуты. 
3. Особо хочу остановиться на организации лесопользования в 2009 году. 
Напомню, что с начала будущего года после хорошо вам известных отсрочек в полной мере заработают нормы Лесного кодекса. 
Организация лесопользования без лесных планов и лесохозяйственных регламентов выйдет за пределы правого поля. В МПР России представлен сегодня единственный Лесной план – по Вологодской области. Еще один план, по Нижегородской области, дорабатывается по замечаниям. По всем другим регионам лесных планов пока нет; в лучшем случае заключены контракты на их разработку. 
В пяти регионах (Рязанская области, Пермский край, Республика Бурятия, Приморский край, Чукотский АО) аукционы на разработку лесных планов были назначены на апрель, то есть работа еще даже не начата. 
Помимо сроков разработки лесных планов хотел бы обратить на ряд очевидных, но весьма важных требований: 
– лесные планы должны соответствовать конкретным нормам лесного законодательства (например, в части норм лесопользования и правил заготовки древесины), 
– испрашиваемые субвенции из федерального бюджета должны быть четко увязаны с перспективами передачи лесных участков в аренду по видам лесопользования, 
– планы по увеличению отпуска древесины должны базироваться на реальной оценке лесосырьевого потенциала по экономической доступности и рентабельности освоения. 

● Не лучше обстоит дело с разработкой лесохозяйственных регламентов: ни один из них еще не утвержден. 
В ряде регионов (Рязанская область, Приморский край, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО) разработка этих документов даже не начата. Уважаемые коллеги, никаких новых отсрочек по Лесному кодексу законодатели нам с вами не обещали. Так что, выбор не велик: либо Вы поторопитесь с планами и регламентами, либо Вы остановите работу лесного комплекса региона! 

● Еще одно важнейшее дело: в 2008-2010 гг. предстоит провести межевание границ и поставить на кадастровый учет все вновь образованные лесничества. Вряд ли было бы правильным откладывать эту работу на будущее. Тем более, что на весь этот период действует упрощенная схема постановки на кадастровый учет на основе картографических материалов лесоустройства. 
4. Информационное обеспечение. 
Напомню, что новое лесное законодательства в корне поменяло систему информационного обеспечения. 
Отменены все устаревшие и дублированные показатели; резко сокращен общий объем отчетности: вместо 160 форм и 30 тысяч показателей в новой информационной системе впятеро меньше форм и втрое меньше показателей. 
В основе новой системы: 
– государственный лесной реестр (это 17 форм, из которых 8 представляется в Рослесхоз), 
– статистическая отчетность субъектов РФ по 25 формам, то есть по сути дела отчет об осуществлении переданных полномочий. 
Нами подготовлены предложения по включению в лесной реестр ряда дополнительных актуальных показателей, в том числе – в части нелегального оборота древесины. 
Альбом форм статистической отчетности имеется в раздаточном материале. На основе поступающих к нам материалов можно сказать одно: по большинству регионов лесные реестры – неинформативны, если не сказать пустые. 
Из полутора сотен показателей заполнено не более десятка. Это тем более досадно, что состав показателей был самым детальным образом согласован с субъектами РФ. 
Напомню, что на основе показателей лесного реестра и отчетов об исполнении полномочий: 
во-первых, готовится годовой отчет Рослесхоза (своего рода государственный доклад!) об исполнении субъектами РФ переданных полномочий; 
во-вторых, формируются прогнозы развития отрасли на 5-10 лет вперед, адресованные, в том числе, нашим потенциальным инвесторам. 
Полагаю, что все мы равно заинтересованы в том, чтобы все эти материалы были бы объективными и качественными. 

5.
О доходах и расходах 
Хочу отметить: субвенции в регионы доводятся вовремя и полностью. На трехлетие запланирован их рост. По текущему году уже полностью доведен весь годовой лимит. 
К сожалению, уже накопилось множество вопросов по поводу того, как этими средствами распоряжаются на местах. 
Контрольные мероприятия 2007 года выявили, в частности, нецелевое расходование средств субвенций на общую сумму около 100 млн. рублей. В основном (60%) это неправомерное финансирование мероприятий на землях сельхозназначения. За первые месяцы текущего года «нецелевка» уже составила 38 млн. рублей; большая часть этой суммы приходится на Саратовскую и Читинскую область. В доходы субъектов Российской Федерации перечисляются некоторые платежи, причитающиеся по федеральному бюджету. В результате упущений в администрировании платежей за использование лесных ресурсов недоимки с начала года возросли в Амурской, Томской и Читинской области. В Приморском крае недоимка возросла более чем в 15 раз, с 1,3 млн. до 17 млн. рублей. 

Хотел бы обратить особое внимание на использование средств региональных бюджетов для финансирования лесохозяйственных мероприятий. Выше мы упоминали уже сложнейшую ситуацию с лесными пожарами, сложившуюся в СФО. Но даже в этих критических условиях суммарные расходы бюджетов субъектов РФ на охрану лесов от пожаров составили менее полутора процентов от федерального финансирования! Примерно также обстоит дело в ДФО и СЗФО. Ответственное отношение к финансированию противопожарных мер было проявлено в регионах УФО: здесь расходы региональных бюджетов на эти цели составили более 60% от федеральных. 
6. Подведем итоги. 
Переданные субъектам Российской Федерации полномочия исполняются пока далеко не лучшим образом. 
Конкретные упущения, допущенные теми, или иными регионами мы вкратце обозначили. 
В то же время нельзя не видеть, что в регионах накапливается реальный опыт самостоятельного управления лесным хозяйством и взаимодействия с федеральным центром в новых правовых условиях. 
Так что, будем продолжать нашу совместную работу и достигать на этом пути реальные положительные результаты.
 

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


11.04.2008 11:50 /
Департамент лесного хозяйства по СЗФО изучил опыт Мурманской и Вологодской областей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, исполняя контрольные поручения Президента и Правительства Российской Федерации в адрес Федерального агентства лесного хозяйства, изучил опыт Мурманской и Вологодской областей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора



10.04.2008 11:46 /
Начальник управления лесами Алтайского края провел пресс-конференцию

Предлагаем вашему вниманию стенограмму пресс-конференции начальника управления лесами Алтайского края М. В. Ключникова, которая прошла 3 апреля 2008 г., в г. Барнаул.



09.04.2008 10:07 /
Лесные питомники Саратовской области поставляют сеянцы в соседние области

На прошлой неделе закончена работа по заключению государственных контрактов на проведение всего комплекса лесохозяйственных работ на территории области. В рамках исполнения госконтрактов ОГУ лесхозами области будет создано 1,7 тыс. га новых лесов.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.045731067657471
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика