Обсуждался вопрос таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов и совершенствования взаимодействия таможенных органов с государственными и иными организациями в борьбе с правонарушениями в лесной сфере.
В совете приняли участие начальник СТУ Геннадий Хоботов, начальники таможен и таможенных постов Сибирского таможенного управления, представители Федеральной таможенной службы России, Дальневосточного таможенного управления, филиалов ОАО "Российские железные дороги", федеральных и территориальных органов исполнительной власти, государственных учреждений и общественных организаций, а также участники внешнеэкономической деятельности.
Экспорт леса из Сибири остается наиболее криминогенной сферой внешнеэкономической деятельности: регулярно выявляются факты занижение стоимости и сортности вывозимой древесины, перегруз железнодорожных вагонов, использование недействительных либо просроченных фитосанитарных сертификатов, вывоз фирмами-однодневками, созданными по подложным документам либо на подставных лиц. В 2007 году таможенными органами региона возбуждено 662 дела об административных правонарушениях и 10 уголовных дел, связанных с незаконным перемещением леса и лесоматериалов (в 2006 году 879 дел об АП, и 11 уголовных).
Как отметила в своем докладе заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СТУ Обыскалова Лариса вопрос о таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов остается одним из приоритетных при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на экспорт. Проведенный анализ динамики таможенной стоимости при экспорте лесоматериалов в 2007 году в сравнении с 2006 годом показал рост ценовых показателей 1 куб.метра в сравнении с 2006 годом: - по необработанным лесоматериалам - 85,45 долл.США/куб.м., что выше показателя прошлого года на 18,6%; - по обработанным лесоматериалам - 181,62 долл.США/куб.м., рост по сравнению с прошлым годом составил 18,3%.
Колебание уровня стоимости 1 куб.метра при экспорте лесоматериалов в большинстве случаев объясняется местом произрастания, а, следовательно, качества древесины в зависимости от климатических условий регионов, сортности, сортимента, вида обработки.
Одним из методов упорядочивания экспорта леса может стать применение системы электронного поштучного учета круглого леса (биркование). Решение о распространении этой системы во всех таможенных органах СТУ принято на заседании коллегии ФТС России в мае 2007 года в г. Томске. Данная система успешно применяется Иркутской таможней с 2005 года. Братская таможня применяет электронный поштучный учет с мая 2007 года: во II квартале оформлено 217 м3 лесоматериалов необработанных, а в IY квартале 794 м3. Динамика положительная, но на фоне общего количества цифра незначительная. Не прижилась эта система и в Красноярском крае: ни один из лесоэкспортеров, которые ранее выразили свою готовность применять данную систему, не приступил к ее использованию.
Участники внешнеэкономической деятельности объясняют это дороговизной бирок для маркировки бревен (5 рублей за штуку) и нерегулярностью их поставок, а также дополнительными затратами на покупку считывающих информацию терминалов, на обучение и содержание специалистов. По мнению таможенников, основная причина малых объемов декларирования круглого леса с применением биркования - это отсутствие соответствующих требований в законе и отсутствие каких-либо преимуществ для организаций, использующих данную систему.
Вместе с этим продолжается работа по сокращению мест отгрузки экспортной древесины: в 2006 году в Сибири их было более 600, сейчас - 421, что дает возможность проводить полноценный таможенный контроль. Также, реализация леса возможна через "лесные биржи", что позволит решить некоторые проблемы: обеспечение законности вырубки и вывоза древесины; с помощью рыночных механизмов повышение стоимости лесоматериалов и как следствие суммы взимаемых таможенных платежей. Сейчас в Сибири функционирует Байкальская лесная товарная биржа, но ее услугами не могут воспользоваться некрупные экспортеры леса (вступительный взнос составляет 500 тыс. рублей).
Также, проводится работа по минимизации таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу. Совместно с руководством железных дорог таможенниками обустраиваются железнодорожные пункты пропуска современными техническими средствами, которые значительно сокращают время проведения таможенного контроля. Так, автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов "АСКО-ПВ", позволяющая дистанционно контролировать наличия запорно-пломбировочных устройств на вагонах, загрузку вагона и вес товара прямо в движении, уже успешно функционирует на ЖДПП Наушки. Но одного технически оснащенного пункта пропуска для Сибири этого явно недостаточно.
В завершении консультативного совета его участники отметили, что проблему теневого оборота леса можно решить только при жестком контроле с момента заготовки до его реализации. Для этого необходимо тесное взаимодействие таможенных органов, других контрольных и правоохранительных органов, железных дорог и администраций субъектов Российской Федерации.
Среди региональных таможенных управлений Сибирское занимает лидирующие позиции по объемам оформления экспорта леса: в 2007 года оформлено более 97 тыс. грузовых таможенных деклараций (на 15,3% больше чем в 2006 году) общей стоимостью более 2 млрд. 762.4 млн. долларов США (8.5% от общего объема экспорта по СТУ). Увеличение по сравнению с 2006 годом на 924.3 млн. долларов (в 1.5 раза). Основное оформление экспорта лесоматериалов осуществляется в Иркутской (25.5%), Красноярской (21.6%), Братской (20.5%), Читинской (12.5%), Алтайской (9.0%), Бурятской (6.0%) и Томской (3.1%) таможнях. Лесоматериалы из Сибири вывозятся в 64 стран дальнего и ближнего зарубежья: около 89% стоимостного объема приходится на страны дальнего зарубежья, прежде всего - Китай (57.0%), Японию (8.8%), Египет (6.6%), Ирландию (2.7%) и Германию (2.0%); среди стран СНГ лидируют Узбекистан - 5.8%, Казахстан - 2.6% и Таджикистан - 1.9%.