Новости:







15.02.2008 11:39    Версия для печати

Контроль Рослесхоза - идеология и результаты


Информация о системе мониторинга исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений и о результатах в 2007 году.
 
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации субъекты Российской Федерации с 1 января 2007г. приступили к осуществлению переданных полномочий по организации использования лесов, их охране,  защите и воспроизводству. В течение 2007г. в регионах были созданы соответствующие органы управления. Разработана нормативная правовая база.
В рамках исполнения функции по контролю и надзору Федеральным агентством лесного хозяйства в 2007г. была организована и внедрена система мониторинга исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, которая позволяет обеспечить оценку состояния и использования лесов, деятельности субъектов Российской Федерации и расходования ими субвенций.
 
Система мониторинга включает:
лесные мониторинги (дистанционный мониторинг организации лесопользования, мониторинг пожарной опасности и лесопатологический мониторинг);
анализ статистической отчетности и данных государственного лесного реестра;
прямое обследование (проверки).
Дистанционный мониторинг организации лесопользования, основанный на применении аэрокосмических технологий, в 2007 году проводился на площади 113,3 млн. га в 19 субъектах Российской Федерации. Мониторингом охвачена вся площадь интенсивного лесопользования – обследовано 28730 лесных участков (лесосек), на 29% из которых выявлены нарушения установленных нормативных и лесохозяйственных требований. Объем незаконных рубок на обследованных участках составил более 1 млн. м3, выявленный ущерб – более 2,2 млрд. рублей.
В 2008 году площадь дистанционного мониторинга организации лесопользования увеличена до 150 млн. га.
 
Мониторинг пожарной опасности в лесах проводится на всей территории лесного фонда Российской Федерации. В 2007 году лесопожарная обстановка характеризовалась следующими показателями:
по сравнению с 2006 годом в 1,6 раза сократились число случаев лесных пожаров и пройденная ими площадь;
в 2,1 раза уменьшилась сумма ущерба, нанесенного лесному хозяйству лесными пожарами;
на 11% снизилась доля лесных пожаров, ликвидированных в день их обнаружения;
на 8% увеличилась средняя площадь одного пожара;
на 14%возросло число крупных лесных пожаров;
52% крупных лесных пожаров обнаружены Рослесхозом спутниковыми методами раньше наземных служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
Лесопатологический мониторинг в 2007 году проводился в 58 субъектах Российской Федерации на площади 41,6 млн.га.
 
В зависимости от качественной структуры лесов, прогнозов развития очагов вредителей и болезней леса, используются различные методы проведения лесопатологического мониторинга: методы регулярных наземных наблюдений, экспедиционные методы, методы лесопатологической таксации.
 
По результатам лесопатологического мониторинга 2007 года выявлена необходимость в проведении мер по локализации и ликвидации очагов вредителей леса на площади 200 тыс.га. Данные работы нужно провести субъектам Российской Федерации в 2008 году.
На 2008 год запланировано увеличение площадей лесопатологического мониторинга до 73 млн.га.
Реализована новая концепция информационного обеспечения Рослесхоза, что предусматривает:
установление целевых прогнозных показателей для субъектов Российской Федерации и ежегодный контроль их достижения. Комплекс 9 целевых прогнозных показателей позволяет получить всестороннюю экономическую оценку эффективности организации использования лесов, эффективности мероприятий по обеспечению качественного состояния лесов и непрерывности их использования, эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
ежеквартальную отчетность о расходовании субвенций из федерального бюджета;
сбор и анализ федеральной и отраслевой статистической отчетности. В соответствии с п.6 ч.9 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации Рослесхозом разработан альбом форм «Отчет об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений»;
обобщение сведений государственного лесного реестра. В настоящее время форма государственного лесного реестра дорабатывается, а также разрабатывается соответствующее программное обеспечение.
 
Рослесхозом разработана и внедрена система рейтинговой оценки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий.  Оценка произведена по двум направлениям: организация исполнения переданных полномочий и объем и качество выполненных мероприятий на землях лесного фонда. Каждое из направлений включает набор производственных, организационных и экономических показателей.
Результаты данной оценки: на 1 сентября 2007 года средний уровень исполнения полномочий составлял 51%, на 1 января 2008 года – 62%.
 
У 16 регионов  оценка исполнения делегированных полномочий  удовлетворительная и превышает 70-ти процентный уровень.
 
Средний результат (в диапазоне 40-70%) показали 55 регионов.
11 регионов (Республика Ингушетия, Республика Хакасия, Камчатский край, Еврейская автономная область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Чукотский автономный округ, Владимирская область, Саратовская область, Сахалинская область, Рязанская область, Читинская область) неудовлетворительно справились с полномочиями. Уровень исполнения – ниже 40 процентов.
 
Анализ исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий показывает ухудшение результативности по отдельным направлениям деятельности по сравнению с 2006 годом.
 
Возросли объемы незаконных рубок леса более чем на 30 % и одновременно снизилась их выявляемость на 2,8 %. Отсутствие должного лесного контроля и взаимодействия территориальных органов исполнительной власти по предотвращению нелегального оборота древесины отмечается в Читинской и Амурской областях, Пермском и Хабаровском краях.
При сокращении общего числа лесных пожаров отмечается увеличение крупных пожаров и снижение доли пожаров, ликвидированных в день обнаружения. Негативная динамика этих показателей отмечается в Читинской области, Агинском Бурятском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах, республиках Тыва, Бурятия, Хакасия, Хабаровском и Приморском краях.
Только в 66 субъектах Российской Федерации заключены контракты и объявлены конкурсы на выполнение лесохозяйственных работ. Это может повлечь за собой задержку финансирования и срыв начала лесохозяйственных мероприятий, что в свою очередь приведет к неготовности субъектов Российской Федерации к началу пожароопасного сезона.
Имеется просроченная задолженность по заработной плате на сумму 5,5 млн. рублей. Наиболее значительные суммы приходятся на Сахалинскую, Томскую области и Республику Тыва.
Субъектами Российской Федерации вяло ведется работа по разработке нормативной правовой базы в развитие Лесного кодекса Российской Федерации. До настоящего времени не принят полный пакет в 59 регионах.

Не решается проблема, связанная с переводом в земли лесного фонда сельских лесов. В 60 регионах не принимается никаких мер по ее решению.


Практически не организуется и не проводится работа по ведению государственного лесного реестра, что в ближайшем будущем может привести к дефициту информации о лесном фонде и деятельности на его землях.
 

К разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов приступили лишь 36% и 42% субъектов Российской Федерации соответственно.

Не принимается достаточных мер по своевременному поступлению платежей за пользование лесным фондом в бюджеты всех уровней. Имеют место случаи преимущественного направления средств, поступающих в погашение недоимок по платежам, в бюджеты субъектов Российской Федерации, а не в федеральный бюджет. 


Девяти уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлены предписания (в Ярославскую, Рязанскую, Тверскую, Брянскую, Тульскую области, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Республику Бурятия), оказывается постоянная методическая помощь.
 
В 2007 году проводились выездные межведомственные совещания по вопросам борьбы с нелегальным оборотом древесины и охраны лесов от пожаров.
 
Проблемные вопросы исполнения полномочий регулярно рассматриваются на заседаниях Лесной коллегии МПР России с участием представителей регионов.
 
Во второй половине 2007 г. Рослесхоз принял участие в проведении цикла обучающих семинаров для губернаторов субъектов Российской Федерации на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
 
7 февраля 2008 года Федеральным агентством лесного хозяйства проведено селекторное совещание «Об исполнении переданных полномочий субъектами Российской Федерации». С представителями уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений обсуждались вопросы разработки документов лесного планирования, финансирования переданных полномочий и выполнения комплекса лесохозяйственных работ.
 
Прямое обследование (проверки). В подведомственном Рослесхозу учреждении создан единый центр по контролю и надзору за исполнением органами субъектов Российской Федерации переданных полномочий, на базе ФГУ «Центрлес».
 
Приказом Рослесхоза от 18 октября 2007 года № 428 за учреждением были закреплены следующие функции, осуществляемые за счет средств федерального бюджета:
Проведение мероприятий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
Разработка и утверждение по согласованию с Рослесхозом планов проведения мероприятий по контролю и надзору;

Ведение банка данных по предметам деятельности, сбор и предоставление аналитических материалов и иных сведений для Рослесхоза.


При подготовке к контрольным мероприятиям и их непосредственном проведении, Рослесхоз учитывает результаты проверок, проведенных другими органами государственного финансового контроля (Росфиннадзор, Счетная палата Российской Федерации).


Копии актов указанных проверок представляются в Рослесхоз его подведомственными организациями в  качестве приложения к отчетной форме «Сведения о результатах проведенных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности», утвержденной распоряжением Рослесхоза от 08.05.2007 г. № 33-р.  
 
По направлениям деятельности система контроля в Рослесхозе представлена следующим образом:
 
Первое направление: Контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Периодичность проведения проверок: ежегодно.
 
Второе направление : Проверка финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса в организациях, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства. Периодичность проведения проверок: не реже, чем один раз в три года.
 
По первому направлению деятельности Рослесхоза результатами проверок являются:
Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий и привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
Направление материалов проверок в правоохранительные органы, при наличии соответствующих нарушений, относящихся к компетенции указанных органов;
Направление в МПР России предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
По второму направлению деятельности Рослесхоза результатами проверок являются:
Разработке мер, направленных на устранение выявленных нарушений и их предотвращение в дальнейшем (сроки, ответственные лица), а также мер  ответственности в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;
Направление материалов проверок в правоохранительные органы, при наличии соответствующих нарушений, относящихся к компетенции указанных органов.
 
По первому направлению деятельности Рослесхоза в 2007 году Федеральным агентством лесного хозяйства было проведено 34  выездные проверки.
 
По второму направлению деятельности Рослесхоза в 2007 году  Федеральным агентством лесного хозяйства было проведено 5 выездных проверок из них: одна проверка по поручению Рослесхоза проведена Департаментом лесного хозяйства межрегионального уровня.
С 2008 г. контрольно-ревизионная деятельность Рослесхоза осуществляется ФГУ «Центрлес» совместно с Департаментами лесного хозяйства межрегионального уровня и подведомственными Рослесхозу организациями.

Приказом Рослесхоза от 10.12.2007 г. № 492 утвержден сводный план проверок субъектов Российской Федерации на 2008 год (Далее – Сводный план), который  в установленном порядке направлен в Контрольное управление Президента Российской Федерации. 


В связи с передачей полномочий субъектам Российской Федерации в 2007 году, прошлый год явился переходным периодом.
 
За указанный период органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приводились в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации соответствующие нормативные правовые документы, а также велась работа по организации деятельности созданных в составе субъектов Российской Федерации подразделений, исполняющих полномочия в области лесных отношений.
 
Исходя из этого, в 2008 году крайне важно провести контрольные мероприятия именно в 82 субъектах Российской Федерации акцентируя особое внимание на оценке качественного и эффективного завершения указанных преобразований в структуре управления лесным хозяйством.
 
Кроме того, одной из приоритетных задач указанных проверок является оценка выполнения экономических и финансовых основ Концепции развития лесного хозяйства на 2003 – 2010 годы, направленных на повышение доходов от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами.
 
Проверки подведомственных Рослесхозу организаций в 2008 году формируются по принципу минимизации  ревизионной нагрузки на объекты, подлежащие проверке, с одновременным повышением качества результатов контрольных мероприятий.
 
Приоритеты данных проверок, направлены на совершенствование методики проведения указанных мероприятий и обусловлены преобразованиями, возникшими в связи с реструктуризацией подведомственных Рослесхозу организаций.
 
Федеральное агентство лесного хозяйства обращает внимание на ситуацию, сложившуюся в сфере устранения фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленных Рослесхозом в результате проведения проверок субъектов Российской Федерации в 2007 году.
 
В соответствии с частью 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации в случае выявления фактов использования не по целевому назначению средств, предоставляемых на осуществление переданных полномочий, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 73 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ при  использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, суммы взыскиваемых в федеральный бюджет средств удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
 
Однако до настоящего момента данный Порядок отсутствует.
 
В связи с этим Рослесхоз, осуществляя полномочия по контролю расходования субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета, до сих пор не имеет законодательно закрепленного механизма перечисления (взыскания) средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению.
 
Информация по итогам проверок в 2007 году
 
В 2007 году Федеральным агентством лесного хозяйства проведено 34 (тридцать четыре) выездные проверки, в том числе:
 
6 (шесть) проверок расходования средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций для реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных полномочий, из них: 2 (две) проверки проведены ФГУ «Центрлес» в соответствии с возложенными на него Рослесхозом полномочиями (приказ от 18.10.2007г. № 428), 4 (четыре) проверки – непосредственном Рослесхозом,
 
28 (двадцать восемь) выездных проверок проведены Департаментами лесного хозяйства межрегионального уровня в рамках контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
 
По состоянию на 01.02.2008г. подготовлено 32 заключения по материалам проверок, предоставленных в Рослесхоз, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации:
СЗФО – 5 (Мурманская, Псковская и Калининградская области, Республика Коми и Карелия);
ЦФО – 7 (Тверская, Тульская, Рязанская, Ярославская, Брянская, Липецкая и Белгородская области);
ЮФО – 5 (Волгоградская область, Республики: Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская);
УФО – 1 (Челябинская область);
ПФО – 2 (Пермский край, Республика Марий Эл);
СбФО – 9 (Омская, Томская, Читинская, Новосибирская и Иркутская области, Республики Бурятия и Тыва, 2 административных округа: Агинский Бурятский и Усть-Ордынский);
ДФО – 3 (Амурская область, Приморский и Хабаровский края).
Общая сумма нарушений и недостатков, отмеченных при проведении проверок, составила 244,6 млн.рублей.
 
Их них:
Нецелевое расходование средств субвенций составило 58,3 млн. рублей (или 23,0%), в том числе:
неправомерные расходы, направленные на реализацию полномочий в области лесных отношений на лесных участках, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и расположенных на землях, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения – 28,0 млн. рублей: на момент проведения проверки в Ярославской области – 4,5 млн. руб.; в Брянской области – 15,2 млн. руб.; в Волгоградской области – 5,5 млн. руб., в Рязанской области – 2,8 млн. руб. Помимо нецелевого расходования средств субвенций на лесных участках, находящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения, «нецелевка»  (30,3 млн. руб.) связана с такими нарушениями, как: необоснованные выплаты премий, надбавок, командировочных расходов, социальной помощи населению, превышение размера оплаты труда гос. служащих региона над размером оплаты труда гос. служащих федеральных категорий – 21,7 млн. руб.;
неправомерное возмещение затрат по тушению лесных пожаров, включая необоснованное создание кредиторской задолженности – 8,4 млн. руб. В разрезе субъектов Российской Федерации данный вид финансового нарушения распределяется следующим образом:
менее 0,1 млн. руб. – Белгородская, Липецкая, Рязанская, Томская, Новосибирская области, Республика Бурятия;
от 0,2 до 0,9 млн. руб. – Тульская, Ярославская, Брянская, Иркутская, Волгоградская области, Республика Адыгея, Усть-Ордынский автономный округ;
7,1 млн. руб. – Республика Северная Осетия – Алания;
7,6 тыс. руб. – Тверская область;
12,4 млн. руб. – Хабаровский край.
 
Вторая, по значимости, группа финансовых нарушений связана с предоставлением недостоверной отчетности (расхождение бухгалтерской отчетности с данными формы 1- субвенция) – 21,6 млн. руб. (или 8,8 %), в том числе: Республика Северная Осетия – Алания – 19,6 млн. руб., Мурманская область – 1,9 млн. руб.
 
Наконец, недостатки администрирования платежей за использование лесов составили на момент проведения проверок 160,2 млн. руб. (или 65,5 %). Выявленные недоимки  поступления платежей в федеральный бюджет в разрезе  федеральных округов выглядят следующим образом: Северо-Западный федеральный округ – 112,7 млн. руб; Центральный федеральный округ – 3,6 млн. руб.; Сибирский федеральный округ – 28,1 млн. руб.; Дальневосточный федеральный округ – 14,9 млн. руб.; Южный федеральный округ – 0,8 млн. руб.
 
Следует отметить, что ряд регионов в 2007 году продолжали перечислять в доходы субъектов Российской Федерации доходы в части минимального размера арендной платы участков лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, хотя с 01.01.07г.  это уже доход Российской Федерации – 2,1 млн. руб. (Рязанская, Ярославская, Омская области, Республика Адыгея и Бурятия).
 
К настоящему времени Рослесхозом направлено в регионы 9 Предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений (Ярославская, Амурская, Рязанская, Тверская и Брянская области, Пермский, Приморский и Хабаровский край, Республика Бурятия) и 4 письма первым лицам субъектов Российской Федерации аналогичного содержания.
 
Пресс-служба Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ
 
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!
 
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


11.02.2008 09:56 /
Рослесхоз опровергает опубликованную в ряде СМИ информацию о незаконности передачи земель лесного фонда в г. Электросталь

Федеральное агентство лесного хозяйства РФ выступило с опровержением опубликованной в средствах массовой информации данных о незаконных действиях в отношении лесного фонда Московской области.



11.02.2008 11:26 /
В Кемеровской области департамент лесного комплекса региона проводит встречи с гражданами

В селе Бурлаки Прокопьевского района прошел сельский сход с участием специалистов департамента лесного комплекса Кемеровской области и лесозаготовительного предприятия ООО «Чайка».



11.02.2008 11:44 /
Пути сохранения биоразнообразия в регионе при организации лесопользования (на примере Республики Карелия)

Сохранение разнообразия живой природы (биоразнообразия) при лесозаготовках позволяет сберечь естественную лесную среду, обеспечивает устойчивость леса к ветровалам, ускоряет естественное возобновление леса за счет подроста, снижает риск возникновения заболеваний леса.



11.02.2008 12:24 /
Работники лесопромышленного комплекса Забайкалья подвели итоги

В Чите прошло Областное отраслевое совещание об итогах работы предприятий лесопромышленного комплекса в 2007 году и задачах на 2008 год.



11.02.2008 17:40 /
Глава Татарстана высказался за развитие лесной отрасли в Архызском районе республики

Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев принял участие в работе сессии Агрызского муниципального района.



08.02.2008 09:53 /
Состоялось селекторное совещание по исполнению субъектами РФ лесных полномочий

7 февраля 2008 г. в Рослесхозе состоялось селекторное совещание на тему "Об исполнении переданных полномочий субъектами Российской Федерации" под председательством В.П. Рощупкина.



08.02.2008 11:11 /
Псковская область вошла в число регионов, которые лучше всех справились с полномочиями по управлению лесами

Об этом сообщили 7 февраля в Рослесхозе в ходе селекторного совещания «Об исполнении переданных полномочий субъектами Российской Федерации» под председательством Валерия Рощупкина.



08.02.2008 11:44 /
Руководитель Рослесхоза похвалил Красноярский край

Андрей Гнездилов принял участие в селекторном совещании, которое проводил со всеми субъектами РФ руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин.



08.02.2008 12:45 /
Белорусы подсчитали выгоду использования науки в лесном хозяйстве

Экономический эффект от внедрения в лесном хозяйстве Беларуси научных разработок в 2007 году составил 2 млн. долларов



07.02.2008 12:21 /
Заместитель губернатора Кемеровской области рассказал об успехах в лесном хозяйстве региона

Решение вопросов охраны окружающей среды и экологии на региональном уровне прокомментировал сегодня на деловом завтраке с журналистами заместитель губернатора по природным ресурсам и экологии В.А.Ковалев.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.051609039306641
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика