Новости:







04.02.2008 15:43    Версия для печати

Шахматная доска в российском лесу

Протекционистская политика, направленная на развитие глубокой переработки древесины на территории России с перспективой полного замещения экспорта круглого леса до 2015 года, меняет вектор развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Северо-Запада. Однако вместе с этим вносятся коррективы и в логистические цепочки грузоперевозок.

С одной стороны, железнодорожники готовятся к убыткам от сокращения экспорта круглого леса, а с другой - отечественные предприниматели могут оказаться не готовы вкладывать дополнительные инвестиции в обеспечение перевозок экспортных полуфабрикатов из леса по стальным магистралям. А ведь этот момент не за горами: в 2011 году экспортные пошлины на круглый лес планируется довести до запретительного уровня.


Чем заместят железнодорожники Северо-Запада потерю существующего сегодня достаточно крупного экспортного грузопотока? Как это отразится на ценах на перевозки лесоматериалов? На этот вопрос эксперты отвечают по-разному. В Федеральном агентстве лесного хозяйства (ФАЛХ) не видят особой проблемы, полагая, что в результате развития лесопереработки на Северо-Западе РФ появятся новые маршруты, которые скомпенсируют прежние потери железнодорожников.

 


Экспедиторы замечают, дескать, чтобы реализовать эти планы, понадобятся дополнительные инвестиции в железнодорожную структуру. Для определения их масштаба, надо знать планы развития лесозаготовок, создания новых производств и модернизации мощностей старых. А этого пока нет.

 


Скажем, в Республике Коми компания «Монди Сыктывкарский ЛПК» объявила о готовности инвестировать 35 млн евро (из которых 25 млн евро - кредит ЕБРР) в строительство дороги к лесным массивам протяженностью в 200 км. Но такие вложения требуют оценки эффективности создания лесоперерабатывающих предприятий и инвестиций в узкоспециализированный подвижной состав, строительство современных погрузочных терминалов для его обработки. А они натыкаются в проблему: нет бизнес-плана, построенного на расчетах сбыта готовой продукции. Заводы могут выпускать, например, биотопливо, стройматериалы.

 


Однако инвестиции окупаются при определенном уровне продаж лесопродукции. Причем в таких объемах, которые не гарантирует нынешний уровень ее потребления на внутреннем рынке. Не исключено, что к моменту завершения проекта деревоперерабатывающие компании, которые не участвуют в нем, резко увеличат выпуск аналогичной продукции. А на западных рынках ее не ждут. Потому что там есть свои лесопереработчики.

 


В холдинге «Илим Палп Энтерпрайз» утверждают, что намерены поставлять на экспорт в страны Средиземноморья, Англию, Германию доски евростандарта. Однако спрос на них ограничен. И уже появились планы переориентировать часть товарных потоков на внутренний рынок. Аналогичные решения могут быть приняты по производству фанеры и древесных плит. Однако это определят после исследований емкости и потенциала региональных рынков стройматериалов в 2008-2009 гг.
На федеральном уровне ожидать стимулирование развития рынка потребления отечественной лесопродукции рискованно. Перспективы господдержки деревянного домостроения в РФ туманны. Объемы потребления на внутреннем рынке лесоматериалов - тоже, потому что темпы роста цен на брус, доски, мебель превышают всякие разумные пределы.

 


В связи с этим ожидается, что рост экспортных пошлин на «кругляк» на международном уровне может превратиться для РФ в предмет торга по поводу иных задач. В зависимости от достигнутых стратегических договоренностей, появятся лазейки для сохранения существующих логистических цепочек вывоза сырья. Только оно будет следовать на Запад под видом полуфабрикатов. В каком виде - это и предстоит обсудить в 2008-2009 гг.

 


Такое решение выгодно железнодорожникам, но ставит под вопрос ряд инвестиционных проектов лесопереработчиков, в том числе на Северо-Западе РФ. Не этим ли объясняется неторопливость инвесторов в региональном ЛПК в 2007 году? Соответственно, не спешат и с реструктуризацией системы грузовых терминалов крупные железнодорожные операторы на лесном рынке.

 


Заметим: «кругляк» перевозят навалом, а лесоматериалы - в пакетированном виде. Например, в ООО «ТрансЛес», располагающем 7,7 тыс. собственных вагонов, пока ограничиваются вариантом с минимальными затратами, потому что считают закупку оборудования для перевалки пакетированных грузов слишком рискованный.

Доли по погрузке леса на железных дорогах в общем объеме его перевозок

Северная железная дорога - 16,4%
Октябрьская железная дорога - 13,1%
Остальные филиалы ОАО «РЖД» - 70,5%
Источник: ЦФТО ОАО «РЖД»

Мнения специалистов

Валерий Рощупкин, руководитель ФАЛХ:
- По данным Федерального агентства лесного хозяйства, объем инвестиций в ЛПК за 2007 год увеличился на 25%. Как полагают, в 2015 году экспорт круглого леса из России должен полностью прекратиться, а его место займут продукты глубокой переработки. Для этого потребуются инвестиции в $48 млрд. В результате ожидаются глубокие перемены не только в производстве, но и в структуре перевозок древесины и продукции из нее.

 


Денис Мантуров, замминистра промышленности и энергетики РФ:
- Решение об ограничении экспорта необработанной древесины пересмотру не подлежит... В 2007 году объем производства в лесопромышленной отрасли вырос на 5%. По сравнению с 2006-м, когда рост составил всего 2%, это положительная тенденция. Но какой бы ни была динамика, решения по ограничению экспорта пересмотру не подлежат. Соответственно к 2009 году, когда экспорт круглого леса перестанет быть экономически целесообразным, необходимо создать должные условия для переработки имеющихся ресурсов в РФ.

Игорь Рывкин,
консультант Северо-Западной лесопромышленной конфедерации:
- Полного замещения экспорта круглого леса в результате политики поддержки лесопереработки в Российской Федерации не произойдет. Однако если по объемам требуемых инвестиций программа реформирования российского лесопромышленного комплекса выглядит фантастической, то, по адекватной оценке существующих в России лесных запасов, - фантастика вполне может стать реальностью.

Евгений Ильичев,
руководитель департамента перевозки лесных грузов ЗАО «Евросиб СПб - Транспортные системы»:
- Железнодорожники предлагают сократить себестоимость перевозок лесопродукции за счет создания системы укрупненных грузов терминалов и организации перевозок лесных грузов между ними по полносоставным маршрутам. Однако следует иметь в виду, что пока сети терминалов, например для пиломатериалов, практически нет. И для грузовладельцев инвестиции в их создание выглядят рискованными.

 

По информации делового еженедельника "Экономика и время"

 

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


23.01.2008 09:35 /
Акционеры ОАО "Новорослесэкспорт" утвердили новый устав общества

Акционеры ОАО "Новорослесэкспорт" на внеочередном собрании в форме заочного голосования утвердили устав общества в новой редакции.



03.12.2007 13:23 /
Семинар на тему «Внедрение системы спутникового мониторинга при перевозке лесных грузов» пройдет в Вологде 5 декабря в рамках выставки-ярмарки «Российский лес».

Спутниковый мониторинг – один из наиболее перспективных способов контроля за перемещением грузов, механизмов транспортной логистики. Планирование оптимального маршрута перевозки грузов имеет прикладное значение, так как сокращение транспортных расходов позволяет сделать продукцию глубокой переработки еще более привлекательной и конкурентоспособной на современном рынке.



23.04.2007 12:27 /
Спутниковый GPS-навигатор GARMIN для нужд леспрома.Незаменим для менеджеров лесозаготовительных предприятий, работников лесохозяйственных служб и лесной охраны!

C GPS-навигатором вы никогда не заблудитесь и не собьетесь с верного пути. Где бы вы ни были – в городе или в лесу, как бы вы ни передвигались – пешком или на автомобиле, на лодке или самолете, GPS-навигатор с точностью до 5 м укажет, где вы находитесь, куда двигаетесь и как вам добраться до нужного места.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.059195041656494
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика