Новости:







28.01.2008 16:37    Версия для печати

В. П. Рощупкин подвел итоги 2007 года

25 января 2008 г. руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В. П. Рощупкин выступил на аппаратном совещании МПР России с докладом об итогах 2007 года и задачах на 2008 год. Ниже приводится текст выступления. 


Об итогах работы в 2007 году и задачах Рослесхоза в 2008 году

г. Москва, 25 января 2008 г.

Выступление В. П. Рощупкина на аппаратном совещании МПР России по итогам 2007 года и задачам на 2008 год

1. ИТОГИ 2007 ГОДА

1.1. 2007 г. – переходный период для лесного сектора. Регионы наделены полномочиями, произведена передача имущественных комплексов лесхозов, созданы новые структуры органов исполнительной власти субъектов России и Рослесхоза.
2007 г. – это период становления лесных отношений, основанных на новых принципах управления.

1.2. Несмотря на объективные трудности периода реформирования, отрасль завершила год с неплохими результатами. Показатели лесного хозяйства по сравнению с 2006 г. по основным позициям улучшились.
Лесная промышленность в целом обеспечена лесными ресурсами, что позволило ей обеспечить рост производства и экспорт.

2. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1. Однако продолжает сохраняться ряд нерешенных и традиционных для отрасли проблем. В их числе:
• низкая эффективность использования лесного ресурса,
• недостаточный уровень воспроизводства лесного фонда,
• наличие нелегального оборота древесины,
• высокий уровень ущерба от лесных пожаров.

Все эти задачи – следствие накопленных в 90-ые годы организационных и финансовых проблем.

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО РЕСУРСА

3.1. С позиций лесного хозяйства проблема эффективности использования лесного ресурса характеризуется следующими основными факторами:
• установленный размер ежегодного отпуска древесины используется только на 61,4%,
• потребление ориентировано на хвойную древесину, при сохранении на лесосеке мягколиственной древесины (4,8 млрд. кубометров только в Европейской части),
• неиспользуемые (брошенные) отходы на лесосеке (23 млн. кубометров),
• средний лесной доход на один кубометр в 5 – 10 раз меньше, чем в развитых лесных странах,
• съем древесины с 1 га также меньше в 3-4 раза (1,5 против 6 кубометров).

3.2. Для решения этой задачи нам предстоит:

Перейти с 1 января 2009 года от заявительного к планируемому лесопользованию на основе лесного плана, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов. В текущем году регионы должны завершить их разработку.

У нас отсутствует и практически не применяется право расторжения договоров аренды при не эффективном использовании лесных ресурсов или не выполнения проекта освоения лесного участка (по аналогии с лицензиями на участки недр).

Переход на новые требования возможен в процессе перезаключения договоров аренды.

3.3. Лесоразведение и проекты в рамках Киотского протокола.
Это выполнение поручения Президента в г. Сыктывкаре (2006 г.) и прямая ответственность федерального центра.

Механизм реализации:
• разработка проектов с их ориентацией на конкретные регионы,
• конкретные обязательства регионов по переводу земель в федеральную собственность,
• бюджетное финансирование.

Уже есть два пилотных региона – Нижегородская и Ульяновская области.

В этом году намечено создать свыше 8 тыс. га новых насаждений в 8 субъектах РФ.

Отмечу, что это начало реализации программы лесоразведения, направленной на решение экологических задач. При объеме разведения свыше 30 тыс. га мы можем рассчитывать и на экономические результаты в виде платы за депонирование углерода в размере 18-27 млн. евро ежегодно.

4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСНОГО ФОНДА

4.1. Баланс прироста и выбытия лесов положительный.

Проблемная ситуация сохраняется:
• только 9% лесопользователей выполняют обязанности по воспроизводству лесов;
• уменьшение доли хвойных (ценных) пород в транспортно доступной зоне, естественное заращивание не повышает качество породного состава лесов.

4.2. Наши действия.

С 1 января 2008 года 100% лесопользователей обязаны вести лесовосстановление самостоятельно в соответствии с проектами освоения лесов и требуемым породным составом, включая создание плантаций. Ежегодно это должно дать не менее 700 - 800 тыс. га восстановленных лесов и до 200 тыс. га посадок новых лесов.
При этом субвенции концентрируются на лесовосстановительных работах вне зоны аренды и на поврежденных пожарами и болезнями участках.

В случае отрицательного баланса воспроизводства и выбытия должны применяться санкции по ограничению объемов изъятия лесного ресурса. Сегодня права применения таких санкций в отношении арендаторов и регионов нет. Предлагаем внести в лесное законодательство соответствующие нормы.

5. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛЬНОМУ ОБОРОТУ ДРЕВЕСИНЫ.

5.1. Проблема хорошо известна. Уровень незаконных рубок продолжает оставаться на уровне 10-15%. Прямой ущерб – свыше 2,3 млрд рублей. Плюс – экологические и репутационные издержки.
Известны и причины: незанятость и бедность населения, отсутствие переработки, близость границ, слабость государственного контроля.

5.2. В текущем году эта работа переходит в новую плоскость - практическую.

Совместно с ведомствами-смежниками определены основные мероприятия по предотвращению нелегального оборота древесины. В их числе:
• создание системы контроля и учета движения заготовленной и переработанной древесины;
• межведомственное взаимодействие;
• подготовка соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, в том числе направленных на ужесточение мер ответственности;
• стимулирование внедрения нацио-нальной системы добровольной лесной сертификации;
• совершенствование лесного контроля и надзора.

5.3. По всем этим задачам мы ведем работу в соответствии с полномочиями.

Первое. В рамках системы контроля и учета отрабатываются два элемента.

На территории лесничеств создаются пункты учета заготовленной древесины с техническими системами замера. Они основаны на принципах сканирования с последующей компьютерной обработкой. Погрешность замеров - до 1%. Одновременно печатается необходимая сопроводительная документация и накладные, а также формируется общерегиональная база данных.

В этом году мы планируем оснастить этим оборудованием лесничества в пилотных регионах – Владимирская область и Республика Коми. К 2010году – все лесничества.

Второй элемент – баланс древесины на лесоперерабатывающих предприятиях на входе и выходе.

Переход на эту систему учета потребует около 950 млн. рублей.
В результате вся заготовленная и переработанная древесина будет измерена и документирована.

Второе. В числе разрабатываемых законодательных норм выделю.
● Регламентация оборота древесины, включая вопросы ее обмера, транспортировки, регистрации.

Ужесточение мер административной и уголовной ответственности, в том числе:
• за нахождение в лесу транспортных средств и механизмов без разрешительных документов;
• увеличение штрафов и конфискация имущества по фактам незаконных рубок;
• конфискация древесины, приобретенной без разрешительных документов.

Эти предложения уже отработаны и предварительно согласованы. Предлагаем их внести в Государственную Думу и принять в весеннюю сессию.

Третье. Лесной контроль создан в субъектах РФ с общей численностью 35 тыс. человек против 680 человек в Росприроднадзоре. Нужно повысить экономическую заинтересованность, направив штрафы и средства от реализации конфискованной древесины в бюджеты регионов. Требуется также расширить перечень лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, а также их полномочия.

6. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

6.1. Проблемы:

1. Слабая подготовка субъектов РФ к пожароопасному сезону (не более 60%).

2. Снижение оперативности обнаружения пожаров (52% крупных пожаров обнаружено Рослесхозом раньше, чем службами субъектов РФ).

3. Снижение скорости реагирования на лесные пожары (доля потушенных пожаров в день обнаружения снизилась на 12%).

6.2. Наши задачи.

1. Наладить работу государственного пожарного надзора. Эта функция закреплена за Росприроднадзором, но она не выполняется в части межведомственной координации, контроля профилактических мероприятий. Два возможных решения. Либо укрепление служб Росприроднадзора, либо передача этой функции на места.

2. Прекращение практики сверхнормативного финансирования затрат на тушение пожаров. Превышение расходов должно покрываться за счет местных бюджетов.

3. Использование стимулирующих возможностей при распределении средств резервного фонда. Финансирование фонда предоставляется при условии надлежащего исполнения функции охраны лесов от пожаров.

7. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ

7.1. Для решения вышеозначенных нерешенных и других общеотраслевых задач в трехлетнем бюджете предусмотрено двух кратное увеличение финансирования до 26,5 миллиардов рублей.

7.2. Кроме того, нам предстоит реализовать новую систему территориального деления лесного фонда по растительным зонам, целевому назначению. На это отводится три года и 5,5 миллиардов рублей. Предстоит межевание 140 тыс. км границ лесных участков, районов и зон.

С 1 марта, с введением закона «О кадастре», мы начинаем подготовительный период к организации и ведению кадастрового учета на участках лесного фонда. Уже к 2010 году предстоит завершить коренное технологическое и техническое перевооружение всех органов управления лесным хозяйством, их комплектацию инженерно-техническим персоналом по специальности «кадастровый учет». Объем кадастровых работ оценивается в 10 миллиардов рублей в год.

7.3. Введена система государственной инвентаризации лесов на всех лесных землях общей площадью 1169 миллионов га. Ее полный цикл определяется 10-ти летним периодом лесного планирования.
В течение года должна быть завершена отработка программы, регламентов, организационных структур. На 21 миллионе гектаров проведем пробную инвентаризацию. С учетом работ по аэрокосмическому мониторингу затраты по году - свыше одного миллиарда рублей.

7.3. Поставлена задача для каждой лесорастительной зоны (а их 31) создать экспериментальные (модельные) леса.

Это эталонные площадки для:
• отработки системы эффективного лесоуправления,
• ведения лесохозяйственных работ,
• выбора методов лесопользования и лесовосстановления;
• сохранения биоразнообразия.

Сегодня уже действует пять экспериментальных лесов на площади 1,5 млн. га, соответствующие международным принципам устойчивого управления лесами.

В текущем году мы планируем завершить разработку программы создания сети экспериментальных лесов и начать ее реализацию .

7.4. Для новых задач требуется подготовка и переобучение до 60 тысяч специалистов.

Нам предстоит реорганизация сети учебных заведений. Планируется направить 400 млн. рублей на их техническое переоснащение.
На первом этапе - пять лесных техникумов.

Будут введены образовательные стандарты третьего поколения, новые специальности под новые задачи и функции.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

И последнее. По предварительным данным общий итог следующий: субъекты РФ в целом справились с исполнением полномочий. Имеет место превышение суммарных значений целевых прогнозных показателей.

Средний уровень рейтинговой оценки по исполнению всех полномочий составляет – 62%. Это связано с тем, что нами был установлен достаточно высокий уровень требований.

Сегодня можно утверждать, что у 16 регионов оценка исполнения хорошая и превышает 70-ти процентный уровень.

Средний результат (в диапазоне 40-70%) показали 54 региона.
Пристального внимание требуют 12 регионов, оценки которых находятся ниже 40 процентного уровня.

При этом проблемными (плохо исполняемыми) позициями являются:
• охрана лесов от пожаров (показатели ухудшились в 28 субъектах РФ);
• разработка нормативной правовой базы (не разработали полный пакет 59 регионов);
• не полностью решены проблемы сельских лесов (60 регионов).

По всем этим позициям и регионам направлены соответствующие напоминания и предписания.

Однако считаю, что эти позиции сохранят свою остроту и в текущем году.

 

Федеральное агентство лесного хозяйства МПР РФ

 

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


23.01.2008 13:26 /
Депутаты Рязанской областной Думы рассмотрели вопросы лесного комплекса региона

22 января в облдуме прошло заседание комитета по имущественным, земельным отношениям, природопользованию и экологии, на котором, помимо вопросов землепользования, рассматривались также вопросы лесного комплекса Рязанской области.



23.01.2008 15:13 /
Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: лесная отрасль – реалии и перспективы

Перспективы развития лесной отрасли обсуждались на совместном совещании лесопромышленников, директоров Междуреченского и Урайского лесхозов, руководителей администрации Кондинского района, состоявшемся в Мортке на заводе МДФ.



23.01.2008 16:31 /
В Омской области создано Главное управление лесного хозяйства

С начала 2008 года вступил в силу Указ Губернатора Омской области Леонида Полежаева «О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области».



23.01.2008 16:38 /
Республика Башкортостан: реорганизация направлена на пользу лесного хозяйства

В связи с передачей отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений субъектам РФ на территории Республики Башкортостан создано 31 лесничество.



23.01.2008 17:53 /
Лесные богатства Тамбовской области преумножаются

Итоги работы за 2007 год подвели лесоводы области. В совещании, проведенном управлением лесами Тамбовской области, приняли участие первый вице-губернатор Владимир Андреев, заместитель председателя областной Думы Анатолий Сафонов, руководители и главные бухгалтеры лесничеств и лесхозов.



22.01.2008 10:08 /
Для лесхозов Алатырского района Чувашской Республики 2007 год стал результативным

2007 год для всех лесхозов Алатырского района оказался результативным в плане выполнения основных показателей.



22.01.2008 10:35 /
В отдел экспертизы Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2007 году в было сдано 36 проектов освоения лесов

В основном эти проекты связаны с арендой лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.



22.01.2008 11:28 /
Рослесхоз подведет итоги работы за прошлый год

23 января в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоится пресс-конференция руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина.



22.01.2008 12:12 /
Правила лесовосстановления, ухода за лесами и заготовки древесины нуждаются в переделке

Федеральное агентство лесного хозяйства постепенно склоняется к тому, что разработанные в 2007 году правила лесовосстановления, ухода за лесами и заготовки древесины (т.е. основные нормативно-правовые акты, определяющие то, как проводятся в лесу конкретные лесохозяйственные мероприятия) нуждаются в переработке.



21.01.2008 09:56 /
В Свердловской области начала действовать новая структура управления государственным лесным фондом

На территории Свердловской области начала действовать новая структура управления государственным лесным фондом. Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе министерства природных ресурсов Свердловской области, головной организацией будет областное министерство, в структуру которого входит Департамент леса - бывшее главное управление лесами Свердловской области.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.057126045227051
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru
Создание сайта kononov.studio

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика