Дешевизна российской древесины - причина нехватки средств на качественное лесоуправление
По сообщению Федерального агентства лесного хозяйства, средняя аукционная цена одного кубометра древесины, проданного "на корню" на сруб в течение первых девяти месяцев 2007 года, составила 105,7 рублей (в том числе хвойной древесины - 132,8 руб., твердолиственной - 306,4 руб. и мягколиственной - 69,3 руб.). Как уже сообщалось ранее, средняя арендная плата в пересчете на кубометр разрешенной заготовки древесины составила, по состоянию на 1 декабря 2007 г., 48,7 руб.
С более подробной информацией о проведенных аукционах и о лесах, переданных в аренду, можно ознакомиться на сайте Федерального агентства лесного хозяйства:
Данные о лесных участках, переданных в аренду по состоянию на 01 декабря 2007 года
Сводный отчет о лесных аукционах по продаже древесины на корню (нарастающим итогом с начала года) по Рослесхозу за III квартал 2007 года
Таким образом, средняя цена древесины, проданной лесозаготовителям "на корню" в лесах России в течение первых трех кварталов 2007 г., составляет примерно 54 рубля за кубометр. Эти данные являются приблизительными по двум причинам: во-первых, информация, приводимая Рослесхозом по аренде и по аукционам "на сруб", не вполне сопоставима по времени, и во-вторых, передача лесов в аренду - это в определенной степени "продажа кота в мешке" (как правило, установленный отпуск древесины не полностью соответствует ее фактическому наличию в пределах арендного участка).
При этом оценочная минимальная стоимость качественного лесного хозяйства - той его части, которая связана с использованием, охраной и воспроизводством древесных ресурсов (включая охрану лесов от незаконных рубок, лесоустройство, отвод и таксацию лесосек, лесовосстановление, уход за молодняками, а также административные расходы) составляет в пересчете на кубометр разрешенной заготовки древесины около 100-120 рублей. Реальная стоимость качественного лесного хозяйства, в силу законодательного хаоса, коррупции и жесточайшего кадрового голода, может быть в два-три раза выше.
Таким образом, органы управления лесами продают древесину лесозаготовителям по ценам, заведомо недостаточным для того, чтобы компенсировать расходы государства на ведение качественного лесного хозяйства и обеспечение необходимой охраны лесов. Это служит одной из главных причин нехватки средств отсутствия эффективной охраны лесов и качественного лесного хозяйства (к сожалению - не единственной причиной).
Из этой ситуации может быть три выхода.
1. Увеличить стоимость древесины, продаваемой лесозаготовителям (например, путем увеличения минимальных ставок лесных податей), и направить увеличившиеся доходы на финансирование лесного хозяйства. У этого пути есть два главных ограничения: во-первых, российские лесопользователи в большинстве своем нищие, и существенное увеличение стоимости древесины "на корню" приведет к их массовому разорению (этого могло бы не произойти, если бы была заметно снижена коррупционная нагрузка на них). Во-вторых, в нынешней системе лесоуправления отсутствует прямая связь между доходами от лесопользования и финансированием лесного хозяйства.
2. Компенсировать нехватку средств на качественное лесное хозяйство и охрану лесов из бюджета - т.е. фактически возложить на государство затраты, связанные с вынужденной неэффективностью лесопользования. Для этого бюджет лесного хозяйства на 2008-2010 г.г. должен быть увеличен примерно вдвое (это не считая необходимого увеличения затрат на те компоненты лесного хозяйства, которые не связаны с заготовкой древесины - например, на содержание в нормальном состоянии зеленых зон населенных пунктов, или охрану лесов от замусоривания, или борьбу с лесными пожарами).
3. Оставить все как есть - т.е. смириться с тем, что доходы государства от продажи древесины лесозаготовителям не компенсируют необходимые расходы на качественное лесное хозяйство, охрану и воспроизводство лесных ресурсов, но при этом не обеспечивать направление денег на лесное хозяйство из других источников. Иными словами - смириться с отсутствием качественного лесного хозяйства на лесных участках, находящихся в государственной собственности (по крайней мере на тех, которые не переданы в аренду - поскольку на арендных участках часть затрат по лесному хозяйству планируется возложить на самих арендаторов). В этом случае мы будем с каждым годом наблюдать все большую и большую степень деградации лесов, не только как элемента природной среды, но и как природного ресурса.
Федеральное агентство лесного хозяйства МПР РФ
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!