С 1 января 2008 года лесхозы теряют монопольное право на лесохозяйственные работы
С 1 января 2008 года, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесхозы теряют монопольное право на выполнение лесохозяйственных работ в пределах территорий, за управление лесами которых они ранее отвечали.
Отныне размещение заказа на эти работы вне лесов, переданных в аренду, должно производиться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года # 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Часть статьи 42 старого Лесного кодекса Российской Федерации, дававшая основание для выписки лесорубочных билетов лесхозам, также утрачивает силу с 1 января 2008 года.
Это не означает, что монополия лесхозов на выполнение лесохозяйственных работ будет ликвидирована немедленно - лесорубочные билеты, выписанные на эти работы до конца 2007 года, будут действительны в течение года с момента выписки. Однако, выписка новых лесорубочных билетов на проведение любых рубок вне лесов, переданных в аренду, новым лесным законодательством вообще не предусматривается (лесорубочные билеты до 1 января 2009 г. могут выписываться только арендаторам или пользователям, которые еще не привели договора аренды или безвозмездного пользования в соответствие с новым Лесным кодексом).
Кроме того, фактически монопольное право лесхозов на выполнение лесохозяйственных работ в лесах определенной территории (вне лесов, переданных в аренду), может быть временно сохранено за счет размещения государственных заказов на выполнение работ крупными блоками - например, в пределах "нового лесничества" целиком. В этом случае победитель конкурса (бывший лесхоз) будет, как правило, предопределен с самого начала.
С 1 января 2008 года в России существуют только три возможных законных основания для заготовки древесины на землях лесного фонда (не считая рубок по ранее выписанным лесорубочным билетам до истечения срока их действия):
1. Договора аренды или безвозмездного пользования участками лесного фонда;
2. Договора купли-продажи лесных насаждений;
3. Договора на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Вопрос о том, что является законным основанием для заготовки древесины в лесах, расположенных не на землях лесного фонда (например, в лесах, расположенных на землях сельхозназначения), до сих пор законодательно не урегулирован.
По информации Федерального агентства лесного хозяйства, по состоянию на 1 ноября 2007 года в 53 субъектах Российской Федерации еще не приступили к размещению заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2008 год.
Это означает, что в 53 субъектах Российской Федерации с 1 января 2008 года никто не сможет приступить к выполнению лесохозяйственных работ на основании договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Это неизбежно приведет к значительному перерыву в финансировании новых лесохозяйственных организаций, сформированных на базе бывших лесхозов, и, скорее всего, послужит очередным стимулом к росту коммерческой заготовки лучшей древесины под видом ухода за лесами или санитарных рубок (по ранее выписанным лесорубочным билетам).
По информации лесного форума Гринпис России
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!