Новости:







10.01.2008 11:21    Версия для печати

С января 2008 г. сплошные рубки здоровых насаждений в защитных лесах являются незаконными

С 1 января 2008 г. любая сплошная рубка здорового леса в пределах защитных лесов (бывших лесов первой группы, включая зеленые зоны населенных пунктов, водоохранные зоны и другие) является незаконной. Срок действия последних лесорубочных билетов, выписанных на подобные рубки в 2006 году (на основании старого Лесного кодекса), истек. Лесорубочные билеты, выписанные после введения в действие нового Лесного кодекса (1 января 2007 г.), должны уже соответствовать требованиям этого кодекса.

В соответствии со ст. 17 нового Лесного кодекса Российской Федерации, "в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций". Статьи 103, 105 и 106 Лесного кодекса прямо запрещают проведение сплошных рубок в защитных лесах в каких-либо иных случаях. Кроме того, ст. 102 Лесного кодекса запрещает в защитных лесах "осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями".

В соответствии со ст. 104 Лесного кодекса, "в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений" - т.е. там сплошные рубки запрещаются в принципе, без каких-либо исключений.

Таким образом, с 1 января 2008 года (после того, как истек срок действия последних лесорубочных билетов, выписанных на основании старого Лесного кодекса), незаконными в защитных лесах являются:

- любые сплошные рубки в водоохранных зонах, установленных в соответствии с новым Водным кодексом Российской Федерации (текст соответствующей статьи приводится в конце сообщения);

- рубки здоровых древостоев в других категориях защитных лесов, если только конкретные участки леса не утрачивают свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, и этот процесс нельзя остановить с помощью выборочных рубок.

К сожалению, приведенная выше формулировка ст. 17 Лесного кодекса является недостаточно конкретной и тем самым создает основу для различных злоупотреблений, в том числе назначения сплошных рубок в защитных лесах под предлогом того, что якобы "лес стар или болен, и потому уже не способен выполнять свои средообразующие и иные полезные функции". Тем не менее, любое необоснованное назначение сплошной рубки в защитных лесах, а тем более - массовое их назначение в пределах того или иного лесничества, может быть оспорено, а виновные в конце концов привлечены к ответственности.

Поскольку новые органы управления лесами и лесной охраны (лесничества) в настоящее время только формируются и вряд ли обретут дееспособность раньше середины 2008 года, по поводу сплошных рубок в защитных лесах необходимо обращаться в более высокие инстанции. В пользу этого говорит также то, что к письмам граждан, пришедшим в орган управления лесами "сверху" с поручением разобраться и принять меры, отношение чиновников обычно бывает более внимательным, чем к письмам граждан, присланным в этот орган непосредственно. Краткую инструкцию по поводу того, куда и как следует обращаться по поводу различных экологических правонарушений (к которым относятся и сплошные рубки здоровых насаждений в защитных лесах), можно найти в буклете "Как добиться принятия мер по устранению экологических правонарушений".

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 498, все ранее существовавшие леса первой группы в настоящее время относятся к защитным лесам в понимании нового Лесного кодекса.

Кроме того, должны быть выделены новые водоохранные зоны в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (см. ниже).

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством. 

 

По информации лесного форума Гринпис России

 

При перепечатке ссылка на  www.woodbusiness.ru обязательна!

При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!


comments powered by Disqus



РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:


27.12.2007 12:31 /
Утвержден порядок отнесения лесов к защитным, эксплуатационным и резервным

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 498 утвержден порядок отнесения лесов к защитным, эксплуатационным и резервным. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", все выделенные ранее категории защитности лесов первой группы отнесены к защитным лесам...



25.12.2007 09:44 /
Принят закон "О правилах пользования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Иркутской области"

В минувший четверг состоялась последняя в этом году сессия Законодательного собрания, на которой был утвержден в окончательном варианте проект бюджета объединенного субъекта на 2008 год. Рутинного рассмотрения законопроекта в третьем чтении, предусматривающем лишь точечное перераспределение средств внутри статей бюджетной классификации, не получилось.



21.12.2007 09:21 /
Депутаты Алтайского краевого совета приняли в первом чтении два "лесных" законопроекта

В ходе 42-й сессии алтайского крайсовета депутаты приняли в первом чтении два законопроекта, регулирующих порядок сбора и заготовки гражданами для своих личных нужд недревесных лесных ресурсов (бересты, хвороста, веточного корма, еловых, пихтовых и сосновых лап, мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника, веников, ветвей и кустарников), и пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, орехов и ягод, грибов, березового сока, черемши, щавеля и папоротника) и лекарственных растений.


На правах рекламы:


   время выполнения страницы
 0.049453020095825
2011 Интернет-журнал woodbusiness.ru

Реклама:   julia@krasdesign.ru
   
Яндекс.Метрика