Рослесхоз: субъекты РФ не организовали государственный лесной контроль и надзор
На сайте Федерального агентства лесного хозяйства размещены материалы к семинару для руководителей субъектов РФ в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, который состоялся 17 декабря 2007 года, в том числе сообщение об исполнении переданных полномочий субъектами Российской Федерации (по состоянию на 1 ноября 2007 года).
Ссылка на данное сообщение: Сведения об исполнении переданных полномочий субъектами Российской Федерации (по состоянию на 1 ноября 2007 года) (формат - PDF, размер - 6,2 Мб)
Ссылка на остальные материалы к семинару: Презентационные материалы семинара для руководителей субъектов РФ
В сообщении об исполнении субъектами РФ переданных лесных полнмочий приводится обзорная информация о состоянии дел на 1 ноября 2007 г. Неизвестно, насколько достоверны детали приводимой информации, но общая картина дела, по всей видимости, в сообщении отражена более или менее правдиво - по крайней мере, с формальной точки зрения.
В соответствии с приводимыми в сообщении данными, количество случаев незаконных рубок леса увеличилось по сравнению с прошлым годом (видимо, речь идет об аналогичном периоде, т.е. январе-октябре) увеличилось на 38%, а ущерб от них - на 59%. При этом выявляемость незаконных рубок сократилась на 8%. На чем основываются эти данные, неизвестно, поскольку собственные источники информации, которыми располагает Рослесхоз (аэрокосмический мониторинг), позволяют выявлять только рубки относительно большой площади, определять их легальность только в пределах земель лесного фонда, и только на той площади и за тот период, которые возможны с учетом наличия космических снимков. Таким образом, вероятно, что реальное положение дел с незаконными рубками еще хуже - т.е. их объемы и скорость роста еще выше.
По данным Рослесхоза, снизилась оперативность выявления лесных пожаров и увеличилась доля крупных лесных пожаров, т.е. эффективность работы всей системы охраны лесов от пожаров снизилась.
В большинстве субъектов Российской Федерации к 1 ноября еще не приступили к размещению заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. На практике это означает, во-первых, то, что в 53 субъектах Российской Федерации работы по охране, защите и воспроизводству лесов с самого начала года проводиться не будут (что не столь важно с учетом зимнего периода), и во-вторых, то, что у вновь формируемых на базе лесхозов хозяйственных структур с начала года не будет средств для выплаты зарплаты работникам, отвечающим за охрану, защиту и воспроизводство лесов. То есть - в 53 субъектах Российской Федерации с 1 января 2008 г. зарплатой будет обеспечен только административный аппарат лесного хозяйства, но не те, кто будет осуществлять работы непосредственно в лесу.
В 38 субъектах Российской Федерации региональные бюджеты вообще не участвуют в финансировании лесного хозяйства. Значительное (20% и более от общего финансирование) участие региональных бюджетов в финансировании лесного хозяйства наблюдается только в пяти регионах. Таким образом, в основном органам лесного хозяйства приходится рассчитывать только на те средства, которые они получат в качестве субвенций из федерального бюджета. Это означает, что финансирование лесного хозяйства в следующем году будет весьма скромным. Впрочем, такое положение дел вполне соответствует новому лесному законодательству Российской Федерации - органы власти субъектов РФ не обязаны финансировать из своих средств мероприятия, связанные с управлением федеральным имуществом (лесным фондом).
Поступление платежей за пользование лесами в бюджеты всех уровней увеличилось по сравнению с прошлым годом на 6,6%, а в федеральный бюджет - на 4,2%. Это означает, что фактические (с учетом инфляции) доходы как бюджетов всех уровней от лесопользования в 2007 году снизились. При этом сообщается, что "субъектами РФ применяется практика преимущественного направления средств в погашение недоимок в бюджеты субъектов РФ. Обязательства перед федеральным бюджетом не выполняются".
В сообщении говорится, что в восьми субъектах Российской Федерации не организован государственный лесной контроль и надзор. На самом деле, речь идет о том, что в восьми субъектах не приняты необходимые для этого нормативно-правовые акты, т.е. лесной контроль и надзор отсутствует даже "на бумаге". В действительности он отсутствует в значительно большем количестве регионов, но такой информацией Рослесхоз, по всей видимости, не располагает.
Приводится анализ ситуации с сельскими лесами:
- в 9 субъектах РФ сельские леса включены в состав лесного фонда полностью;
- в 2 субъектах РФ сельские леса включены в состав лесного фонда частично;
- в 47 субъектах РФ сельские леса не включены в состав лесного фонда (т.е. фактически остаются бесхозными и безнадзорными), но соответствующая работа начата;
- в 10 субъектах РФ сельские леса не включены в состав лесного фонда (т.е. фактически остаются бесхозными и безнадзорными), и соответствующая работа еще не начиналась.
12 субъектов Российской Федерации не приступили к принятию нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию нового Лесного кодекса (не принято ни одного документа). 10 субъектов РФ приняли все необходимые документы. Остальные субъекты Российской Федерации приняли часть необходимых документов. К работе по составлению лесных планов и лесохозяйственных регламентов вообще не приступили 42 субъекта Российской Федерации.
На основании всей представленной информации делается два основных вывода:
1. Улучшение показателей лесохозяйственной деятельности по сравнению с 2006 г. не произошло, а в отношении охраны лесов и защиты лесов – произошло ухудшение;
2. Ценовая политика, управление финансовыми потоками и платежами в ряде субъектов РФ не отвечает общегосударственным интересам.
forestforum.ru
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!