Есть шанс на восстановление государственных лесохозяйственных организаций
Благодаря работе Гринпис принят новый закон, который поможет отсеивать безответственные организации в лесоуправлении.
12 марта 2014 года Президент подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов». Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, то есть в самое ближайшее время.
Из трех смысловых частей нового закона одна («терминологическая») не имеет практически никакого значения, еще одна («процедурно-мониторинговая») повлияет скорее на бумагооборот, чем на реальное положение в лесу; зато третья создает правовую основу для возрождения специализированных государственных лесохозяйственных организаций. Это чрезвычайно важное и правильное изменение, хотя и запоздавшее на несколько лет, и исправляющее те ошибки законодателей, которые вообще не следовало делать.
Разберем же то, что наиболее интересно. Часть статьи седьмой, вносящая изменения в ст. 19 Лесного кодекса, а также сопутствующие поправки к другим статьям кодекса предусматривает возможность выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов государственными или муниципальными бюджетными или автономными учреждениями без ежегодного размещения заказа на эти работы через аукционы. Фактически речь идет о восстановлении работы на долгосрочной основе специализированных лесохозяйственных учреждений, отвечающих за несданные в аренду леса определенной территории (например, лесничества), то есть о появлении в лесу хозяйственников, отвечающих за долгосрочные результаты своей деятельности и заинтересованных в таких результатах. Появление этой части в проекте закона – результат долгой совместной работы общественных и государственных организаций. Гринпис добивался восстановления лесохозяйственных организаций на протяжении всех семи лет действия нынешнего Лесного кодекса РФ. После изменений в руководстве Рослесхоза эта работа получила поддержку и со стороны федеральных органов управления лесным хозяйством. Результатом совместных усилий всех сторонников сильного государственного лесного хозяйства вне арендованных лесов и стало появление этой части нового закона.
Закон позволит решить три важных задачи: во-первых, дать работающим в лесохозяйственных организациях людям хоть какую-то уверенность в собственном будущем; во-вторых, избежать ущерба, связанного с ежегодными аукционными процедурами по размещению заказа на лесохозяйственные работы для государственных нужд; в-третьих, оперативно начинать выполнение необходимых работ в лесах, высвобождающихся после разорившихся арендаторов или не справившихся с исполнением лесохозяйственных работ подрядчиков. Закон будет в разной степени полезен для разных регионов, и даже для разных лесничеств в пределах одного региона: в первую очередь он поможет там, где у региональных властей есть мотивы и желание вкладывать силы и средства в развитие лесного хозяйства, и где арендные отношения развиты сравнительно слабо.
Скорее всего, в большинстве регионов России эта часть закона начнет работать лишь в конце нынешнего года, поскольку государственные заказы на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов уже в основном размещены и будут выполняться на старых условиях. Восстановление будет идти, скорее всего, очень медленно, но первые организационные шаги по восстановлению таких учреждений почти наверняка в большинстве регионов будут сделаны в ближайшие один-два года.